5. ЧЕМ НАЦИОНАЛИЗМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПАТРИОТИЗМА?

Все просто: национализм — это любовь к своей нации, а патриотизм — любовь к своей стране.

«Есть точка зрения, согласно которой патриотизм включает в себя и любовь к своему народу. Однако это ниоткуда не следует. Нам просто пытаются подменить понятия, чтобы выполнить заказ определенных групп по очернению национализма. Латинское слово patria, от которого произошло слово “патриотизм”, однозначно переводится на русский язык только как “родина”, то есть место рождения. А значит, патриотизм есть любовь к родине как месту рождения — не более и не менее. В лексическом значении этого слова какое-либо отношение непосредственно к своему народу отсутствует.

Возьмем теперь латинское же слово natio, которое переводится как “народ”. Для обозначения любви к своему народу мы по аналогии с патриотизмом получаем слово “национализм”. Никакого другого слова, термина, специально обозначающего данное понятие — любовь к своему народу, — в русском языке не существует, оно одно-единственное, хотя и нерусское по происхождению.» © А.Н. Севастьянов

С точки зрения национализма политический строй должен служить нации, а не господствовать над ней; хотя политика и должна контролировать экономику, но лишь в интересах нации. То есть экономика должна быть подчинена политике, а политика — национальным интересам.

 

Быть патриотом, не будучи при этом националистом, вполне можно: из современных и широко известных можно назвать С.Г. Кара-Мурзу.

Является ли любой националист патриотом? Зависит от того, что понимать под «российским государством».

Если бы Русская Империя уже существовала, то этом случае национализм и патриотизм были бы неразделимы, как неразделимы русские и Россия. Такое государство — это реализация национального духа во времени и пространстве.

В настоящее же время РФ — это отчетливо не русское государство, и русский националист находится в двойственном положении.

С одной стороны — антирусские действия Администрации РФ (русские в законах РФ не существуют; вспомните попытку зарегистрировать русскую партию «Великая Россия»; правоприменение 282-й статьи также, скажем так, своеобразно; и т.д. и т.п.) вызывают негативное к себе отношение.

Но Администрация — это НЕ страна! Чиновники-коррупционеры, компрадоры и проч. — это НЕ Россия!

На этом якобы противоречии пытаются играть те, кому не выгодна Великая и сильная Россия — они пытаются внедрить постулат «если ты — за русскую нацию, то ты должен быть против государства». Маскирующиеся под русских националистов деятели даже публично предлагали свои услуги Грузии во время вооруженного столкновения в Южной Осетии, не раз были замечены в призывах «вот бы НАТО пришло в Россию и навело порядок» и т.п.

Необходимо четко понимать: русский националист не может не быть патриотом, как бы он не относился к имеющейся в текущей момент времени клике чиновников.

Более того, в современных условиях можно быть патриотом и не быть националистом лично, но такой патриот не может быть против национализма — так как это означает, что он либо мыслит западническими шаблонами (и какой из него тогда патриот?), либо провокатор.

«Тот факт, что русский человек не является рабом по своей сути, подтверждается его готовностью пойти на смертный бой по приказу той самой власти, которую он считает несправедливой. Как известно, народы, живущие в рабстве, не воюют за своих хозяев, а войска, набранные из рабов, разбегаются при первой возможности.» — А. Горянин, «Мифы о России и дух нации»

 

Русские всегда были народом-государственником, в этом их специфическое отличие от большинства других европейцев. Немцы, декларируя «освобождение от большевизма», встретились не только с РККА, но и с партизанами. Коллаборационистов — искренних, а не просто тех, кто пытался выжить (Сталин это понимал, именно поэтому сроки рядовым власовцам и т.п. были на удивление небольшими) — было мало. Сравните со «странной войной» в Европе и с тем, как европейцы быстро сдавались Гитлеру и начинали вполне добросовестно работать на нацистов.

Можно поглядеть и дальше в историю, вспомнить Наполеона. Он тоже обещал русским крестьянам освобождение от крепостного права, а русские дворяне в то время лучше говорили по-французски, чем по-русски. Тем не менее — получил дубиной народной войны, чему, видимо, очень удивлялся.

Вообще говоря, если враг напал — надо действовать в соответствии с русским правилом «кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Тема раскрывалась не раз, и здесь лишь отмечу, что «думать, за кого» — это если и поведение белого человека, то именно не «арийца», а современного «цивилизованного европейца»-либераста. Мол, если вас насилуют, то расслабьтесь и получите максимум удовольствия.

Русские — державная нация, и русская нация не сможет сохраниться без великой страны. Мелкотравчатость — это удел малых европейских наций, русские же в случае уничтожения (даже распада не мелкие части) России очень быстро перестанут существовать как нация. Чего и добиваются те, кто пытается противопоставить национализм и патриотизм.

 

И последнее. Для понимания феномена смешения национализма и патриотизма для русских надо учитывать не только давнюю историю, но и советские времена.

СССР, в отличие от полиэтнической, но мононациональной России был подлинно многонациональным государством, в котором удельный вес русских колебался около показателя в 50% (впрочем, его искусственно снижали, выделяя белорусов и малороссов в отдельные нации). Поэтому, хотя основной груз войны лег на русские плечи, но официально пропагандировать приходилось из политических соображений, конечно же, не столько русский национализм, сколько советский или пусть даже русский патриотизм — в его державном, политическом, общегражданском, а не в этническом смысле. Именно поэтому чаша патриотизма была вознесена высоко, чаша же национализма осталась внизу, в тени негативных коннотаций, так как во время ВОВ проявлялся в основном местечковый национализм малых национальностей (см. выше соотв. главу), в результате чего некоторые народности пришлось даже переселять в целях безопасности. Последствия гуманизма тех времен (надо было судить виновных по законам военного времени, а не переселять весь народ) мы расхлебываем сейчас.

Однако, декларируя именно советский интернациональный патриотизм, de facto предвоенная агитация поднимала именно русское самосознание. Вспомните фильмы тех времен: «Александр Суворов», «Адмирал Нахимов», «Александр Невский» с его знаменитой песней «Вставайте, люди русские!» и т.д.

 

Примечание. Говоря о патриотизме, нельзя не вспомнить фразу «Патриотизм — последнее убежище негодяя», которую нередко пытаются трактовать в виде «в патриоты идут именно негодяи».

Это фраза Сэмюэля Джонсона, в оригинале она звучит так: «Patriotism is the last refuge of scoundrel».

Т.е. вместо абстрактного «прибежища» в оригинале вполне конкретный refugium — место в храме, куда в античности мог прибежать преследуемый, припасть к алтарю и избавиться от погони — ценой рабства на храм.

Точно также неопределенный «негодяй» оказывается вполне четко очерченным scoundrel — мелкоуголовным преступником (карманником, сутенером, хулиганом, просто бродягой — т.е. тем, кого дожидалась каторга; но не убийца, изменник или насильник, которых ждала виселица). Согласно нормам английского права тех лет (С. Джонсон составлял свой словарь в XVIII веке) таковой правонарушитель мог, прежде сессии суда, заявить о желании завербоваться в Королевскую Армию, тем самым выходя из-под юрисдикции гражданского правосудия. При тогдашних тяготах службы это требовало известного патриотизма; без него, пожалуй, лучше было попасть на каторгу, где пусть кормежка похуже, а трудов не меньше, и порка столь же привычна, зато убивают куда реже.