Warrax

Наследие ЛаВея. Упущение 9: Отсутствие эстетического начала

(специально для "Сатанинской Азбуки")

Отсутствие эстетического начала. Вещественное воплощение уравновешивающего фактора — очень важно для Малой магии и должно развиваться. Очевидно, что на этом трудно постоянно зарабатывать деньги, поэтому обществом потребления такое качество не поддерживается. Однако, оно является важнейшим магическим инструментом и должно применяться для эффективности магии. Эстетическое начало очень субъективное и отражает природу человека, но есть и универсальные категории, которые не следует отрицать.

Не вижу смысла подробно объяснять, что такое эстетика в строгом смысле слова (тем более, как и у всех гуманитарных терминов, разнообразных трактовок очень много). Однако стоит указать на то, что трактовку термина как «философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания» (© Википедия) слышали все, между тем как более важным является другое понимание: «Философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983). Там, конечно, намешано много на тему «кто как понимал» и «как это понимали Маркс/Энгельс», но я указываю на смещение акцента с художественного творчества на восприятие мира (а творчество является, по сути, следствием).

Можно сказать, что эстетика — это свойство непосредственного восприятия мира, ещё без ментальных и бессознательных рефлексий. Базовое «нравится или нет», возникающее доосознанно; при этом развитый индивид потом может обосновать, почему (не беру случаи «о вкусах не спорят» — если речь действительно о вкусах), а неразвитый остаётся в неведении. Естественно, такое восприятие очень субъективно — но при этом для Тёмных берёт начало во Тьме, и поэтому имеются некоторые «универсальные категории», относящиеся к сути, а не форме. Скажем, презрение к монотеизму естественно для Тёмных, а вот будет это интеллектуально-хладное «какая деградация разума…» или же «как я их всех ненавижу!» (на стадии nigredo) — вопрос формы. Скажем, весёлая песенка Tiger Lillies «Banging in the nails» с моей т.з. куда богохульнее большей части blackmetal, поскольку она именно весёлая и без пафоса. Искренняя такая. И при этом я также считаю, что богохульство — это вообще очень низкий уровень развития, когда есть ещё привязка к монобогу, так что как разовый прикол — нормально, но зацикливаться на этом — быть христианином наизнанку, а не сатанистом.

Так вот, когда уже сформировалась Личность, это означает, что сформировалось мировоззрение, и оно имеет свою этику и эстетику. И некоторые феномены отвергаются либо принимаются именно вследствие эстетического восприятия, до осознания «почему это неправильно (или правильно)». Собственно говоря, это и является признаком формирования Личности (если, конечно, такое непосредственное восприятие адекватно).

Не думаю, что ЛаВей подразумевал вышенаписанное, но моё восприятие эстетики в контексте сатанизма именно такое. Судя по упоминанию «малой магии», Антон просто имел в виду (учитывая уровень развития рядовых членов CoS) «не зарывайтесь». И действительно, не надо путать магию и религиозные чудеса: оккультизм может использовать ненаучные модели и методы, но нарушение законов природы в зависимости от хотелки — это не оккультизм, а требование религиозного чуда.

Что именно имел ввиду ЛаВей, остаётся, конечно, только догадываться. Лично я понимаю написанное в том смысле, что у любого сатаниста есть чувство прекрасного, он не перепутает Тьму с грязью, он легко отличит некачественное (что угодно: от бытовых моментов до произведений искусства) от стоящего. Он не ведется на оболочку, какой бы красивой она не была, он видит суть. Во всех его поступках прослеживается некая изящность. Также речь может идти о творчестве, которое так или иначе творит каждый Тёмный, творчестве уникальном и действительно наполненном глубиной, а не то, что сейчас называется современным искусством. Поскольку эстетическое начало идет от сути и является врожденным, если в индивиде нет Тьмы (точнее, утерян тот самый ее зародыш, который есть изначально в каждом), научиться по инструкции этому невозможно, как и всему остальному, о чем писал Антон ЛаВей. Собственно говоря, таких пунктов можно было бы написать ещё много: про то же чувство юмора, к примеру, которое присуще Тёмным (кто-либо видел улыбающегося Христа, кроме как в фильме «Догма»?).

TNX to Eternal Fire за мысли по теме.

Октябрь 2013 e.v.