Warrax
Понять СССР - 025: Пацифизм
Феминный, пацифистический, показательно слабый образ государства начиная со второй половины 50-х.
На эту тему есть отличный текст М.Диунова:
Русским запретили военные песни очень давно. Даже старые солдатские строевые и походные считались нежелательными, а уж песни «с агрессией» считались абсолютно недопустимыми. Русским был прописан абсолютный пацифизм и абсолютный же запрет на воспоминания о том, как они убивали врагов и как это славно и почётно …
Это очень интересное явление. Милитаризм был в Российской империи, которая вместе с Германией были образцовыми военными государствами (две родственные нации, однако...).
Был своеобразный милитаризм и в СССР, тем более что за рубежом его постоянно называли милитаристским государством. Но милитаризм в СССР был какой-то... странный, что ли... Если мы возьмем такую задачу государства, как трансляция милитаристской идеи в общество, то обнаружим парадокс: милитаризм в начале существования СССР был вполне явным и хорошо оформленным, а потом как-то очень быстро сошел на нет и превратился в собственную противоположность -- слезливый пацифизм. Скажем, период существования СССР до ВМВ. С этим временем все очевидно -- тут появляются такие культурные артефакты эпохи:
"Пылают города, охваченные дымом..."
"Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход..."
"И, верьте нам, на каждый ультиматум, воздушный флот сумеет дать ответ..."
В ходе ВМВ и после неё уровень культурного милитаризма был также велик.
Заметим, что культура занимается трансляцией смыслов, то есть ее влияние на милитаризм ничуть не меньше, чем факт наличия "боевого железа" и ориентация промышленности на войну. Я бы сказал -- даже значительно больше, чем примитивная гонка вооружений, потому что народ, готовый воевать, будет воевать, даже если у него нет танков, но народ, воевать не готовый, потеряет всё, что имеет, даже будучи оснащен самым современным оружием.
А потом случилось нечто...
Когда я изучаю историю СССР, меня не покидает мысль, что решение о бесперспективности страны было принято на высшем уровне где-то в середине 50-х гг. И все дерганья высокопоставленных марионеток после этого лишь маскировали тот факт, что работа ликвидационной комиссии началась и успешно идет.
Так вот, в середине 50-х годов происходит некий надлом милитаристской культуры и вместо энергичного, боевого, мужского настроя в общество начинают внедрять слезливый, пацифистский, женский подход. Начинаются все эти абсолютно отвратительные "борьбызамир", "мальчикиневернулись", котяткигрустныебольны "хотятлирусскиевойны". Картина в сознании кардинально меняется при внешнем сохранении формы.
То есть как бы милитаризм никуда не девается, ракеты, танки и большие корабли строят по-прежнему в изобилии. Но общество настраивают на то, что война -- это очень-очень плохо, недопустимо, ужасно и вообще "зачтопогиблидвадцатьмиллионов"... В сознании людей возникает парадокс: если армия воевать не должна ни в коем случае (точнее, воевать-то ей можно, но уж совсем когда припрет, ну там злобные буржуины из природной ненависти сбросят на советскую страну тысячи атомных бомб, и тогда последние остатки военной мощи Красной Армии попытаются отомстить), то зачем же тогда столько усилий тратить на подготовку к войне.
Мысль о том, что армия существует для того, чтобы убивать врагов и умирать в бою, даже не могла зародиться в сознании советских людей этой эпохи. Армия существовала для того, чтобы строить дороги, сажать деревья и лишь изредка "оказывать интернациональный долг" (боялись даже слова "война"!), что подразумевало в советской пропаганде всё то же самое строительство дорог, посадку деревьев и заботу о голодных туземцах, но уже за пределами СССР.
Разве в 60-70 гг могли родиться строки песни "пылают города, охваченные дымом"? Да и если бы родились, то это был бы не торжествующий марш уничтожения врага, а плач о разрушенных домах и убитых жителях.
Так что к завершению работы ликвидационной комиссии СССР подошел с удивительным сочетанием материального милитаризма и духовного пацифизма, усугубляющегося тем, что не только из общества в целом, но и из армии в частности сознательно вытравливали милитаристский дух. То, что произошло в россиянии, стало закономерным результатом развития уже идущего процесса. Поскольку РФ -- это завершающая стадия работы ликвидационной комиссии, когда для удобства распродажи отстраняют от управления предприятием старые кадры, вводят внешнее управление и подготавливают компанию к продаже.
Здесь ещё можно вспомнить т.н. "разрядку": договор ПРО (1972) был выгоднее США, т.к. их разработки противоракетной обороны явно не дотягивали до советских, а также дальнейшие переговоры по сокращению стратегических вооружений, что на фоне актуальных в то время авианосных соединений демократии выглядело специфически.
Сюда же относится запрет на огнестрел для самообороны, ограничения по рукопашному бою: применение приёмов даже при самообороне в практике правоприменения рассматривалось как отягчающее обстоятельство, а обучение каратэ вообще запрещалось. 10 ноября 1981 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял два Указа: «Об административной ответственности за нарушение правил обучения карате» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РСФСР (статья 219. «Незаконное обучение карате»).Согласно указу, нельзя было даже в частном порядке обучать карате, скажем, своего друга.
При этом в школах проводились строевые смотры как в армии, на уроках разбирали автомат Калашникова, отрабатывали надевание противогаза и действия при ядерном взрыве, проводились игры в войнушку под названием "Зарница" и проч.
Как можно объяснить такую по сути шизофрению? Вопрос требует отдельного исследования, но навскидку:
1. Велась пропаганда в русле "проклятые буржуины-ипериалисты развязывают войны" -- и, следовательно, мы -- наоборот, за мир во всём мире. Увы, СССР никогда не умел нормально оформлять идеологию и правильно её пропагандировать.
2. Творческая интеллигенция была внушаема западной антивоенной литературой -- Ремарк и проч.
3. Увы, но деградация армии в плане дедовщины, этнических землячеств и т.п. -- когда призывают всех, вместо боевой подготовки большиснтву приходится красить траву и всё такое, а воевать не приходится вообще -- не удивительно.
4. Таки да, война была очень тяжёлой и на ней бывало всякое. В результате ветераны не особо делились с потомками, оберегая их от, скажем так, психологичесих травм, а затем официоз всё выродил в фарс.
Окт 2012, янв 2020