Нет предательства, есть свобода выбора!
Я допускаю вероятность предательства того, кого считаю другом (и такое бывает, да). Однако вообще не иметь друзей (и даже приятелем сложно назвать того, кому в принципе не доверяешь) — это кранты психике. Человек — существо социальное. Кроме того, отсутствие друзей резко снижает возможности.
Дополнительно такой подход приведет к тому, что любимой женщины (или наоборот — мужчины для женщин) не будет, будут только объекты для «подрочить во что-то шевелящееся». Тоже как-то не весело.
В общем виде: структура психики — одна и та же у всех, отличается наполнение и проработка связей. Подход «никому не доверяю» — это гипертрофия ratio в ущерб всему остальному. Ну а, поскольку психика холистична, то не бывает «глюк один и только здесь» — психика будет, скажем так, несколько не гармоничной в целом.
Приходилось сталкиваться и с точкой зрения вида «дружбы нет, и вражды нет, да и вообще нет никаких отношений никого ни к кому — это все лишь слова, которые означают какие-то группы чувств/отношений и проч.».
Смешно. «Дружба», «вражда» и прочее и есть эти самые группы отношений, вполне определенные. Т.е. имярек вообще не понимает, что сам говорит. Я бы этого не упоминал, но мне такой «аргумент» приводили на полном серьезе.
Без субъекта нет объекта, как завещал великий Шопенгауэр. Субъект именно что сам выделяет объекты из воспринимаемой им действительности. Как некогда замелил Б. Рассел, мы никогда не сможем опровергнуть тезис о том, что все предметы превращаются в розовых кенгуру, когда их никто не видит.
Если некто назвал некий объект или феномен неким термином, то выделил именно их. Говорить можно лишь о конвенциональности терминологии, вот и все. «Такого-то явления не существует» имеет смысл заявлять лишь в том случае, если речь идет об объекте, который не имеет места в действительности. Да и то с оговоркой: не «точно не существует», а «нет доказательств существования». Инопланетяне, например, или монотеистический бог как личность (как литературный образ и персонаж мифов — прекрасно существует).
Так вот, «нет никакого предательства» — это уровень не только психической недоразвитости, но и умственной, полное непонимание элементарной гносеологии. Максимум, что можно корректно сказать, это «имярек не использует понятие предательства в своей картине мира». Я вот, скажем, не использую «добро/зло» — слишком уж относительны.
Чем может быть вызвано стремление «исключить предательство из терминологии»? Думаю, отрицание предательства как понятия может быть вызвано только одним — чтобы, если предаешь сам, можно было оправдываться — мол, да что вы, какой я предатель, если предательства не существует? Я так, просто переиграл вас...
Особый интерес представляет то, что крайне редко встречаются заявления «предательство допускаю как норму поведения». Обычно именно что попытки оправдания — мол, нету такого, «это все слова и не более». Изредка, правда, бывает «будет выгодно — предам», но всегда в контексте «вот какой я крутой» и прочей демонстрацией уровня развития психики «неблагополучный подросток».
А вот именно как норму — не предлагают, кроме совсем уж патологических случаев — см. предыдущую главу. Это и понятно. В очередной раз задам риторический вопрос: вы можете представить себе длительное время существующее общество, в котором предательство является нормой? Не мелкую банду, а хотя бы крупную, не говоря уж о настоящем социуме, который должен не только разрушать, но и созидать?
Предательство может быть временно эффективно тактически, но никогда — стратегически. Но что это за тактика, если она идет в разрез со стратегией?
Однако, хотя немногие заявляют о том, что вообще нет предательства как явления, о том, что-де можно «передумать», «измениться» и так далее, говорят многие. Несколько цитат для наглядности.
***
Korinff: «Предатель? Смешно слышать! Предатель чего? Народа, Родины? Да все эти объективные понятия придуманы ради того, чтобы было "ради чего" нас посылать на смерть и пользоваться нашими жизнями! А мы и "хаваем" эту туфту! Нет ничего более важного чем глубинные личностные переживания (взгляните на вещи экзистенциальней), а настоящей Родиной и Народом человека являются только те люди, кого он любит и с кем переживает единство. И таковыми для Джека стали нави!»
Анонимно: «А с чего вы взяли что синие это не люди или чурки там?
Это более продвинутые существа!
Как у Толкиена — эльфы более высокая раса — они просто прошли уже постиндустриальное общество и достигли состояния идеального бытия — а тут приходят дикари с Земли, которые застряли на постиндустриалке и что-то диктуют».
Главный герой поступил правильно — спас прогрессивное общество, более прогрессивное, чем земное.
А земляне давно уже всех заебали.
Даже Бог какой-то там Апокалипсис обещал, даже Бога заебали земляне, что уж говорить об обычном морпехе.
Вот если бы главный герой предал там Христа или Будду или кого-нибудь святого, это было бы плохо.
А так он предал каких-то говнюков, тем более буржуйских — молодец, с ними так и надо, другого языка империалисты и агрессоры не понимают».
Между прочим, интересно, а с чего бы это «прошли уже постиндустриальное общество»? С чего бы это постулируется «состояние идеального бытия»? Конфабуляция в чистом виде.
al_zatv: «Предатели предателями, но ведь Джек не робот, в сеть включенный. Он посчитал, что быть с нави правильнее, и перешел на их сторону. Да, предатель. но если бы не это, чем бы он отличался от робота? На кой черт ему голова и сердце, если нельзя следовать тому что они скажут? Даже если голова у него тупая, зато она у него своя. Он человек, и это звучит гордо».
Мда, элементарный силлогизм приводит к тому, что предатель — звучит гордо!
bolshoff: «Как заметил кто-то умный: "Не меняют своих мнений только дураки, да покойники".
Джейк увидел другой мир, который, несмотря на изначальную враждебность, принял его. В то время, как "свои" не захотели даже оплатить его операцию на восстановление ног.
Новый мир оказался ему ближе. Что плохого в том, что Джейк осознали склонность к пидарастии своих коллег и решил остаться в новом мире?
А еще вы, судя по всему, нацист и расист, если считаете людей, непохожих на вас, "хорошенькими зверюшками"». (и опять на'ви с какого-то бодуна — люди!)
wormantson: «Подумаешь, предал, в конце концов, это личное дело каждого, на чей стороне сражаться».
justsoblogger: «Во всем холиваре мне непонятно одно. Какая разница, кто кого предал? Кто прав, а кто нет. Человек сделал свой выбор, только и всего. Свой собственный выбор, основанный на своих собственных ценностях».
***
Уф-ф-ф… Пожалуй, хватит. И комментировать подробно я это не буду — все перепевки одного и того же, а именно «если мне захочется, то я предам, но не буду это называть предательством».
Еще нюанс на тему предательства в общем виде:
kincajou: «— Видишь ли… вводя в рассуждения некую абсолютную сущность ("абсолютное предательство" в данном случае), ты пробиваешь логическую дыру в собственных же построениях. Ибо, вслед за признанием одной "абсолютной" категории должны (именно так!) последовать и прочие признания, например: абсолютное зло, абсолютное добро, абсолютное благо, и так далее, и тому подобное. … Нету никаких "предательств вообще". Все это всегда относительно».
Не надо мне приписывать то, что я не писал. Я ничего не говорил об "абсолютном предательстве" и вообще нахожу это словосочетание бессмысленным. Я писал лишь об однозначности факта предательства — как в смысле «существует такое явление», так и в смысле «Джейк Салли — предатель».
И действительно, а что такое — «абсолютное предательство»? Ведь если есть абсолютное, то должно и быть относительное? А это как?!
А уж каким образом из «есть А» следует «есть Б», если они не связаны, я вообще не понимаю. Предательство есть, а вот добра/зла — нет. Точнее: феномен предательства выделять целесообразно, так как он определяется достаточно конкретно (см. выше соотв. главу), и при этом учет его наличия позволяет лучше просчитывать обстановку. А вот вместо «добра/зла» куда целесообразнее использовать «пользу/вред», так как очень уж неконкретно иначе и культурно зависимо.
Так вот, заявление о «нет предательства как явления» имеет смысл лишь в одном случае: имярек знает, что в некоторых обстоятельствах с легкостью предаст, и заранее «подстилает соломку». Полагаю, что он при этом рассчитывает на то, что до тех пор как минимум его предавать не будут, а то и после — не принято все же.
Очень напоминает ситуацию с ложью — есть те, которые заявляют, что лгать — это «ничего такого». Вариант light, так сказать (если интересует тема, см. «Путь обмана» и «Исправление имен»).
Мир не сводится к дихотомиям, он обладает множеством оттенков. А вот жизненная позиция по принципиально значимым вопросам не может быть «с оттенками», но лишь «да/нет».
У людей же обычно наоборот: черно-белая картина мира и весьма серо-размазанное восприятие личного достоинства.
Вот такое как раз и продвигается либерастами — чтобы предательство не существовало как понятие, а разделение «свой/чужой» было абстракцией.
***
Цитата из форума FanLab:
«Бесполезный вопрос. Я бы так спросил: “Положительно или отрицательно вы оцениваете поступок героя?” Потому что предательство — лишь слово, которое ничего не выражает по сути».
Показательно, я считаю. И все равно, что решит имерек — положительно, отрицательно… Главное, что он уже считает, что «предательство — это лишь слово, которое ничего не выражает по сути». Мем удачно внедрен.
***
m_milosskaya: «Герой фильма выбрал не синюю пизду. Он выбрал мир, покой и природу, и отказался от техногенной войны и умирающей планеты. Глубже смотрите, автор»..
doppel_herz: «Да что там смотреть? Там все на виду — в США не снимают фильмов, до смысла которых надо додумываться. Контингент не тот. Я и написал, что Джейк руководствовался исключительно шкурными соображениями — где же тут противоречие? Это все равно, что если бы я написал о том, как Иуда предал Христа, а Вы бы меня опровергли: "Он выбрал 30 серебряников! Тридцать! Глубже смотрите, автор!" С каких это пор факт допустимости предательства измеряется количеством полученных бонусов?»
***
Еще одно наблюдение: замечали, что нередко заявляется, что-де Салли рисковал ради идеи, и поэтому прав? При этом «полцарства и царевна» ненавязчиво так игнорируются — мол, какое это имеет значение, если жизнью рисковал!
Говорит это о том, что соответствующий контингент настолько няшный сам по себе, что даже не может представить себе риска «пан или пропал». Мол, за плюшки — не пойдем, можно аж помереть! Значит, лишь за идею воевал Салли, только ради Идеи-с-Большой-Буквы можно рисковать жизнью!
Интеллигенты, что с них взять… Думается, что за Идею они тоже не очень-то рисковали бы. Ведь всегда можно изменить мнение на более безопасное, не так ли?
***
Еще показательное, A-Socio:
«…за что фильм ругают. Некий концепт "Предательства", который люто, бешено возбудил значительную часть нацистско-националистского населения ЖЖ и практически всех обыкновенных поцтреотов-портянколюбов. Эта точка зрения проста, как сама портянка, и столь же дурно пахнет — "наш сукин сын всё равно наш", "ворон ворону глаз не выклюет"».
Обратите внимание на откровенное «против националистов и патриотов». Но еще показательнее смешение концептов «это сукин сын, но это наш сукин сын» и «ворон ворону глаз не выклюет». Второе — это «подельники вредят другим, но не друг другу», а вот первое имеет совсем другой смысл: «если свой оказался сукиным сыном, то наказать имеем право его только мы сами».
«Писал я об этом неоднократно, напишу и ещё раз — предательство может существовать только там, где существует доверие. А доверие может существовать только там, где существуют человеческие отношения. Те казарменные эрзацы, которые портянколюбы выдают за идеал человеческих отношений, таковыми совершенно не являются. Вместо рассуждений — приказы, вместо морали — устав... Правда, поцтреоты забывают, что после Нюрнберга вовсю применяется понятие преступного приказа, и голова у солдата уже не только для ношения фуражки. Но нежелание думать для портяночника — обычное дело».
Честно говоря, тягу к портяночному фут-фетишу я не понимаю — у Калугина тоже про это было. Но вот психопатология кидания в чел-овеческие дихотомии наглядна: мол, если не Полная Свобода От, то всенепременно казарма и Устав.
«Конечно же, никакого "предательства" в фильме не произошло, потому что не было первоначального доверия. В мире, где правят деньги единственное возможное предательство — нарушение контракта, но формально нарушения не было, главный герой своё дело сделал, а далее уж действовал как частное лицо».
Подобное — то, к чему и хотят привести русских. Мол, пока мир не идеален, то контракты нарушать нельзя, а вот в своих стрелять можно, это-де не предательство: «У меня это не прописано в контракте, сэр, я не понял ваших претензий, а если хотите — обращайтесь в суд».
***
И еще, не менее наглядное:
Mahotsukai: «Да. Хочу, чтобы такие были в социуме и чтобы их становилось всё больше и больше. Потому что эти люди умеют пользоваться мозгами. И думают головой, а не эмоциями, сердцем и вбитыми раз и навсегда догмами.
"папа, а почему мы живём в говне? есть такое слово "родина", сынок..."
…вся эта лабудень про предательство — действительно не более чем инструмент для удержания стада в стойле.
В упор не понимаю, чем тебе не нравится возможность человека менять свою точку зрения и позиции. Обстоятельства порой меняются. Новые аспекты открываются. Если поначалу всё казалось хорошо и правильно, а потом начал человек с произносящими правильные речи поближе знакомиться, да и увидел, что говнюки это, насквозь прогнившие. По-твоему получается, что уже и в сторону не отойди. Ибо как же можно мнение менять? Это же ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
…помнится, в незапамятные еще ФИДОшные времена ты тоже был за то, что надо расшевеливать народу мозги. Собственно, и сайт твой, как я понимаю, изначально делался, чтобы дать людям информацию с другой стороны, заставить хоть как-то думать, а не повторять то, что вдалбливали в головы те же попы».
Я и сейчас за то, чтобы расшевелить народу мозги. Только сейчас я понимаю в психологии, социологии, политике и даже оккульте куда больше, чем во времена ФИДО.
Есть те, кому можно расшевелить мозги.
А есть те, которым бесполезно расшевеливать головной ганглий. И вот тут надо не просто удалять шаблоны, но и давать более правильные тем, кому без них никак.
Скажем, надо выступать против религии вообще, но при этом и поддерживать верующих антиклерикалов против тех, кто считает, что должна быть официальная государственная религия, религиозное образование в школах и т.д.
Короче говоря, нужно одновременно повышать уровень развития тех, кто способен его повысить, и при этом давать тем, кто способен мыслить лишь штампами, наиболее полезные для нации и Родины штампы.
Если развитая Личность не приемлет предательства по определению, то общечеловек пусть лучше с пеленок имеет шаблон «предательство категорически недопустимо». Если когда поймет, зачем такое — замечательно, а если нет — то и ладно, зато кол-во предателей будет куда меньше.
А то мне и такое писали, про Тоньку-пулеметчицу:
«Если человек был недоволен происходящим в СССР, когда началась война, ждал прихода немцев и соответственно на немцев в этой кровавой мясорубке стал работать, в чём ты тут видишь предательство? С твоей точки зрения, если бы Тонька работала на наших и ставила пленных немцев к стенке по законам военного времени, то всё было бы тип-топ? А раз она ровно то же самое для немцев делала, это вах какое страшное преступление?».
Я, честно говоря, не знаю, какой выверт в мозгах надо иметь, чтобы искренне считать, что стрелять в своих и чужих — это одна фигня.
Обратите внимание на характерную подтасовку: мол, если имярек не доволен происходящем в стране, то такую страну предать — не предательство. Обычно смена тезиса идет в виде приравнивания правящей клики государства к стране вида «если на РФ сейчас нападут и ты решишь защищать страну, то ты за Медведева и олигархов!». Но, как оказалось, можно дойти и до уровня «не нравится политика правительства, можно расстреливать из пулемета обычных соглаждан — ничего особенного, если оккупанты просят, то чего не помочь?».
За свободу против Родины
Статья «Идея "родины" — это ментальная ловушка», весьма показательная. Даже не буду комментировать.
«Идея России — это ментальная ловушка, которая делает русских пленниками Империи. Причем пленниками активными, обороняющими и совершенствующими свой плен, строящих апологетические идеологемы плена, создающих культуру плена, провозглашающих себя патриотами плена.
Показательно, что идея России мирила, казалось бы, непримиримые лагеря. За что бились белые? Известно, за Россию. Как только выяснилось, что красные, пусть поначалу и не ведая того, бьются за то же самое — за Россию, за Империю — очень многие белые прекратили борьбу. И более того, пошли на сотрудничество с большевиками: в качестве военспецов, идеологов и даже тайных агентов ГПУ. Безотказная вербовочная формула Лубянки: "Вы нужны России. Подчеркиваю, не нам, а России. Режимы приходят и уходят, а Россия остается". И, в общем-то, Лубянка права: сменяется листва, а "заколдованный, дикий" лес Империи пребывает вовеки.
Наверное, не случайно, что самой непримиримой частью антисоветского спектра остались антиимперцы, враги России — национал-сепаратисты, прежде всего балтийские и украинские, которых совдеп и не пытался перевербовать. Уж на что Борис Савинков психологически и идейно был близок к национал-демократии, так ведь и он навернулся на идее России! Увидев, что большевизм стал Россией, Савинков признал большевизм.
Про Колчака и Юденича, отказавшихся признать независимость финнов и эстонцев в обмен на их удар по Петрограду, я и не говорю. Родиной, мол, не торгуем. Целостность Великой России оказалась весомее будущего ГУЛАГа.
Но издавна были и те, кто стремился разорвать этот заколдованный круг. Преодолеть морок. Изменить "родине"».
Все ясно? Открытым текстом за сепаратизм. А далее — хитрый финт ушами:
«В "Словаре" В.И.Даля читаем:
"ИЗМЕНЯТЬ, изменять что, заменять, переменять, давать одну вещь вместо другой; переиначивать, переделывать, давать другой вид". Второе значение этого слова — изменять кому: "переиначивать, нарушать верность, откидываться от кого, покидать, переходить к противнику".
Александр Невский, "перешедший к противнику", и есть изменник во втором, расхожем значении этого слова. Он изменник Руси и патриот России, основанной Батыем. А его брат Андрей Ярославич, новгородцы, Курбский, Власов и весь трагический дискурс Русской Измены — это изменники в смысле "заменить, переменить, переиначить, переделать". Они изменники потому, что стремились изменить, выправить русскую историческую судьбу, однажды исковерканную нашествием Азии. Они хотели не "изменить родине", а заменить родину: рабскую, азиатскую Россию на вольную, европейскую Русь».
…помогая врагам против русских, что характерно.
Я не буду цитировать всю статью — кому интересно и не противно, посмотрят по ссылке. Там и откровенно вранья много, придется опровергать.
Но все же как был прав Геббельс, указывая, что врать надо по-крупному! Как вам такой пассаж?
«Великая Идея Измены — всенародна. Изменить судьбу — личную и народную — стремились бояре, казаки, монахи, первопечатники, холопы… В 1564 году князь Курбский уходит в Литву, став Солженицыным того времени».
Имярек не предает, а просто изменяет судьбу, ага.
«Культ "великой победы" повязывает русских не только с Совком, но и со всей имперской историей. Он произрастает из этой истории и утверждает ее безальтернативность. Основной смысл этого культа состоит в исключении из русского сознания даже помысла о том, что Вторая мировая война предоставляла русским шанс на другую историю: национальную и демократическую» — оказывается, немцы хотели устроить у нас национальную демократию, лепота-то какая! А Мерзкие Совки почему-то сопротивлялись и даже в партизаны шли, не понимая своего счастья.
«Традиция Измены должна быть реабилитирована и легализована в русском сознании. Патриотические химеры рухнут, как потемкинские деревни, стоит лишь увидеть, что тот же Иван Сусанин — это в действительности заплутавший в исторических дебрях русский мужик, так и не разобравшийся, где свои, а где — враги; что Минин — это крещеный татарин, который, идя на европейцев-поляков, отстаивал Россию как наследницу Орды… Люстрация русского духа, люстрация самой русскости — вот что стоит на повестке дня. Необходима, если так можно выразиться, "десоветизация" русской личности на глубину в несколько столетий. Новая русская личность — это и есть главная цель национал-демократии"».
Как думаете, считает ли автор текста себя предателем? Похоже, что нет — у него просто «традиция измены»… Наглядно, не так ли?
Вот к такому, в частности, и приводит размытие понятия «предательство» — кого-то подобный бред ведь убеждает!
Ну и последний показательный пример:
«Я родился с Петербурге, прожил там большую часть своей жизни и знаю его как свои пять пальцев, как часть своего тела. По этому я искренне люблю этот город и всегда его буду любить. Это моя Родина. Тут я как рыба в воде. Но я никогда не понимал, почему я непременно должен любить еще кучу других городов объединенных понятие "твоя страна". Города Мурманск, Москва или Владивосток возможно и прекрасные замечательные города, но я понятия не имел и не буду иметь каково там жить, в большинстве их них я никогда и не был, а если и был, то как турист. Как турист я много где был вообще-то. С этими другими городами меня объединяет только общий язык и то, что под одним царём ходим. Ну плюс еще некая культура, но она и в пределах одного города везде разная. Да даже и в пределах одного подъезда. А иногда и за тысячи верст вдруг такая же. Так что Родиной своей я считаю Петербург и ничего более. Все остальное — может и хорошие места, но не мои. Что Мурманск, что Брюссель.
…Это я все к чему. В последнее время случайно повздорил с несколькими давними приятелями на тему "патриотизма", о чем очень жалею (не только российского кстати). Я не пишу на такую спекулятивную тему никогда обычно, но чё делать-то, приходится, если хорошие люди эту тему поднимают и начинают высказываться категорично и агрессивно. Да я патриот только Питера и всё. Это место на земле я хорошо знаю, я тут родился и всё облазил. А сейчас мне еще Тель-Авив нравится, ибо тут семья и тут уютно. Я патриот МЕСТА, а не государства. И по-моему это самый простой и естесственный подход».
Ну и из комментариев:
«— Я до 30 лет жил в СССР, из них до 17 лет - в Риге, потом учёба в Питере-армия, и с лета 1984 г. до дек. 1990 - в Питере, оттуда улетел в Израиль. Каждый раз, когда я уезжаю, даже ненадолго, я хочу назад, домой, в Израиль. Что со мной не так?»
— все с вами так. Вы нашли свою страну, повезло и почти без скитаний»
Пожалуй, не буду комментировать — устал уже…
Русские — нация великодержавная, а не местечковая!