Такую Родину, да не предать?

«Речь не о "понимании", или "подтекстах", а о способности хотя бы вникнуть в происходящее на экране и выслушать реплики героев. Ее нет. Либо тщательно скрывают. Что было бы неудивительно. Ведь фильм выносит однозначный диагноз фетишу "РОДИНА"» © ra2005

Анонимно: «90% согласных в комментах — обыкновенные расисты и имперасты, и это еще куда ни шло. Еще патриотизм из всех щелей течет».

«Перед тем, как пойти на “Аватара”, я почитал, что пишут о нем те, кто уже посмотрел фильм. И нашел довольно много отзывов людей, явно чем-то больных. Они по-нездоровому политизированы. Уверен, что у половины из них просто шизофрения в той или иной форме» © micromarketing

«"Родина" с большой буквы — это крайне необходимый ингредиент для приготовления пушечного мяса» © fornitm

Кстати говоря, повторяемая мантра «государство Салли кинуло, оставив инвалидом», которую пытаются протолкнуть как начальный тезис рассуждений о «что там и как», к логике не имеет отношения. Как верно заметил Doppel  Herz в своей рецензии (и не только он), этот фильм — сказка. И не стоит всерьез рассуждать «зачем нужен хрендостаниум», «что там с этим и нейродеревьями и штеккерокосичками», и даже «чего это у всех по много глаз и лап, а на’ви нарочито гуманоидны». Важны именно соцумные отношения.

***

A-socio: «Эдакий набросок отношений, контурами, мазками — весьма инфантильный, как отмечают все рецензенты; то есть такую модель отношений мог бы счесть непротиворечивой маленький ребенок.

Но ребята, современная молодежная киноаудитория — и есть тот самый инфантильный маленький ребенок, который еще не сомневается в существовании конструктов Дружбы, Любви, Долга и прочих подобных вещах. Это фильм не для вас, дорогие мастера цинизма и сетевые бойцы. Это экспрессивный, насыщенный метафорами и этическими конструкциями ДЕТСКИЙ фильм. Всего один поцелуй с почти непостельной сценой на три часа экранного времени — лишнее тому подтверждение. Этот фильм не выдерживает никакой критики со стороны реалистичности и социального моделирования именно потому, что над ним не следует думать. Кто из вас задумывался, насколько внутренне противоречива и бессмысленна сказка "Курочка Ряба"?».

Именно так. Т.н. «семейный фильм», для просмотра родителей с детьми. Который рассчитан на еще формирующуюся психику, которую можно обработать в нужном направлении — например: «Долг — это фигня, ущемление свободы, а вот Любовь оправдывает все».

***

Анонимно: «Гомо быдлус детектед. Крепостное сознание, хуле.

Родился где-то, будешь всю жизнь на барина вкалывать и молиться.

Свободные люди сами выбирают где жить, крепостные сосут хуй за родную землицу и тешат барина. Такова жизнь.

Свобода должна быть, чтобы можно было менять все — вплоть до пола и расы.

Захотел поменять национальность, место жительство, родину — поменял.

В будущем люди будут настолько совершенными, что нужно только нажать кнопочку — меняется пол, другую кнопку — меняется раса, третью — телепортируешься куда-нибудь.

Человек должен обладать свободой менять абсолютно все, иначе он не свободен».

 

В подобных случаях я всегда вспоминаю статью Дугина «Свобода от»:

«"Свобода" в либерализме понимается совершенно не по-русски, это негативная свобода. Лучше всего сослаться на общепризнанного теоретика либерализма — ведь он знает, что говорит — английского философа Джона Стюарта Милля. …

Оказывается, по Миллю, есть две свободы, обозначаемые к тому же разными английскими словами. "Свобода" как liberty, и "свобода" как freedom. Это совсем разные вещи, уверяет нас Джон Стюарт Милль. Liberty — это то понятие, из которого возник термин "либерализм". Но тут-то и начинаются сюрпризы: "liberty", по Миллю, это "свобода негативная", "свобода от". Ее Милль считает самой главной, важной и единственной.

Милль конкретизирует: задачей либералов является освобождение от социально-политических, религиозных, сословных традиций и взаимообязательств. "Свобода от" — это свобода индивидуума от общества, от социальных связей, зависимостей, оценок. Либерализм настаивает: мерой всех вещей является "торгующий индивид", он — смысл бытия и полюс жизни. Не мешайте ему делать, что он хочет, т.е. торговать, и мы попадем "в счастливейший из миров". Торгующий индивид, движимый эгоизмом и алчностью — а "эгоизм" и "алчность" считаются добродетелями либеральной философии, — должен быть взят в качестве универсального эталона. Все правовые, административные, нравственные, религиозные и социальные ограничения должны быть с него сняты; произвол его капризов, его интересов, его расчетов и выгод ложится в основу новой системы ценностей. …
Фридрих Ницше, блистательный, беспощадный, фатальный, как ветер пустынь сирокко:

“Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не о том, что ты сбросил ярмо с себя.

Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя?

Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от своего рабства.

Свободный от чего?

Какое дело до этого Заратустре!

Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего?” ("Так говорил Заратустра (о пути созидающего)").

Одним этим коротким пассажем либералы окончательно и бесповоротно уничтожены. На них поставлен крест — немногие способны преодолеть проклятие Заратустры. "Свобода от" — это чаяние извечного законченного раба, свободный дух выбирает только "свободу для" — с нее он начинает и ею заканчивает. …

Либерализм — политическая платформа уродов и пройдох, стремящихся правовым образом сохранить награбленное, уворованное, стащенное. Русскому человеку такая гадость чужда».

***

И такого вот — полно в инете. Есть и еще патологичнее:

«такую цивилизацию не стоит защищать. Сдохнет и туда ей и дорога. Не испытаю ни малейшей жалости, когда варвары спалят библиотеки с донцовыми и гламуром, рефлексиями и бредом — к чертям. Не надо нам втирать за апокалипсис, много каких цивилизаций вырезали на корню, и чего? Да ничего. Как минимум не хуже появятся» © grey_brother

Очень напоминает тип «мизантроп, адепт красной Кнопки». Мол, хорошо бы уничтожить человечество, включая себя лично, но поскольку к Красной Кнопке никто не подпускает, то на мелочи размениваться не стоит и можно ничего не делать.

Не нравится гламур и прочее? Понимаю и разделяю. Но вот почему имярек не борется против этого в меру сил? Или зачем не призывает спалить именно бред с рефлексиями, избирательно?

А именно затем, что так можно нечаянно попасть в ситуацию, когда придется что-то делать. А так вот — безопасно. И даже можно заявить о самоотверженности — мол, и лично готов помереть за идею!

***

Сюда же, micromarketing: «Кстати, есть ярлык и для тех, кто не хочет быть управляемым, но кого не получается назвать “предателем”. Их называют “безродными космополитами” лишь потому, что “безродный космополит” не пойдет убивать того, на кого покажут и объявят врагом, чтобы получить его нефть, землю, забрать в рабство или просто сожрать. Для “безродного космополита” все люди свои, а Родина его — вся планета».

Как думаете, а будет ли коспополит защищать тех, на кого напали? Или же переедет куда-нибудь, и тут ничего не делая — мол, лично не касается же, а «все свои» — это ровно то же самое по факту, что «своих нет вообще».

***

Еще один концепт в этой категории очень похож на «Салли Родину не предавал, он всего лишь против Корпорации выступил».

«НЕТУ ТАМ НИКАКОЙ РОДИНЫ! Вообще ее нет. Там есть аборигены с одной стороны и бизнесмен с другой. И вот интересы этого бизнесмена, мечтающего продавать сырье по двадцать лямов за кило, патриоты и приняли за нужды Родины. Потому что у них такая Родина сейчас и есть» © emmy_l

Вот последней фразой и отличается принципиально — это уже не «вы ошиблись, Родину там не предавали», а именно что «такая вот Родина сейчас, что на нее и пофиг».

Очень удобная позиция, и все тем же — позволяет ничего не делать. Мол, одно дело — за Родину, а другое дело — за олигархов, кремлядь и проч.

Вот только зачем путать страну с государством? Патриот — он за страну, в частности — за Россию. Патриот не может быть «за любое правительство» в своей стране, знаете ли.

***

Пишет A-Socio (замечу, что он не раз писал против армии в РФ в плане «разогнать», и выступал против действий России при нападении Грузии):

«Некий концепт "Предательства", который люто, бешено возбудил значительную часть нацистско-националистского населения ЖЖ и практически всех обыкновенных поцтреотов-портянколюбов. Эта точка зрения проста, как сама портянка, и столь же дурно пахнет — "наш сукин сын все равно наш", "ворон ворону глаз не выклюет". Писал я об этом неоднократно, напишу и еще раз — предательство может существовать только там, где существует доверие. А доверие может существовать только там, где существуют человеческие отношения. Те казарменные эрзацы, которые портянколюбы выдают за идеал человеческих отношений, таковыми совершенно не являются. Вместо рассуждений — приказы, вместо морали — устав... Правда, поцтреоты забывают, что после Нюрнберга вовсю применяется понятие преступного приказа, и голова у солдата уже не только для ношения фуражки. Но нежелание думать для портяночника — обычное дело.

Конечно же, никакого "предательства" в фильме не произошло, потому что не было первоначального доверия. В мире, где правят деньги, единственное возможное предательство — нарушение контракта, но формально нарушения не было, главный герой свое дело сделал, а далее уж действовал как частное лицо. Реакция поцтреотов на фильм такая же, как в реальности — "Защищайте нефтяные вышки Абрамовича, потому что это Ваша Родина!". Нет уж, ребята. Либо жить в рамках культуры человеческих отношений, и тогда можно беседовать о концептах типа предательства и доверия, но и нефтяные вышки будут общие. Либо жить в рамках судебно-договорной системы. Кстати, не раз упомянутое в рецензиях "Нас на бабу променял!" тоже было озвучено в фильме — полковник так и говорит, мол стоило тебе найти местную сучку и... А что и? У меня это не прописано в контракте, сэр, я не понял ваших претензий, а если хотите — обращайтесь в суд. Только не забудьте выплатить мне гонорар за уже проделанную работу, а там побеседуем, мой адвокат с вами свяжется.

Попытка совместить несовместимые вещи для того, чтобы заставить человека при любом раскладе выполнить нежелательное действие — оно идет оттуда, из казарменного отупения, из "не рассуждать тут", из первобытного желания командовать, не получая отпора и возражений».

Оцените пассаж — мол, мир плох, потому что в нем правят деньги, но тут же заявляется желание жить по этим самым законам, что не нравятся. Это что-то из серии «презираю гомосексуалистов, но раз уж их много вокруг, то я буду с ними сексом заниматься».

***

vsoloviev: «Ну, а на самом-то деле, где моя Родина?

Это та, которая громит весь мир, швыряет бомбы куда попало и навязывает всем новый мировой порядок? Та, которая готова взорвать к чертям что угодно, порождая не только волну террора тут, на Земле — но слава Богу, что эта Родина не проникла дальше!..

Это та же трагическая история про генерала Власова, мы знаем много таких историй, и тут сам черт башку сломает, решая, где тут Родина, а где царство упыря!»

Да уж, «трагедия Власова» — это сильно сказано. Но главное тут — это упорное «не буду стараться исправить положение дел на Родине, раз они мне не нравятся, а лучше я ее предам».

***

Слово неподражаемой В.И. Новодворской, она высказалась и об «Аватаре» непосредственно!

«Мы жили так, кстати, 70 лет, внедряя коммунизм в Афганистан, в Африку, в Латинскую Америку. А они предлагают нам пожить так же еще, только уже вынести свои ограниченные контингенты в космос. Сопрезидент Медведев тоже на другие планеты собрался, и вот ему достойный экипаж из "коммунистов Петербурга и Ленобласти".

Но куда хуже то, что на фильме сломалась в очередной раз демократическая репутация Дмитрия Быкова, автора "Новой газеты". Я радовалась, видя его талантливые и остроумные поэтические колонки, вроде бы вполне антитоталитарные и оппозиционные. Особенно про Наташу Морарь. Или про египтян-сталинистов, любителей Хеопса. Я поглаживала том с биографией Пастернака, действительно фундаментальный и талантливый, и думала, что Дмитрий Быков исправился после своего падения до уровня работы на Михаила Леонтьева в журнале "Фас!". Но на Кэмероне он сломался. Оказывается, режиссер снял ужасный фильм про измену Родине-Земле, своему безумному полковнику, поливающему из огнеметов священные деревья чужой планеты, своим танкам, своему империализму. Оказывается, права любая Родина.

Никто не назовет Дмитрия Быкова коричневым нацистом. Он, так сказать, мягкий кремовый империалист. Но в одном он совпал с безумными красными Петербурга, которые пишут в своей "заяве": "Кэмерон встает на сторону внеземной цивилизации в конфликте с человечеством". И я вспомнила, как "Новая газета" во главе с Дмитрием Муратовым много лет назад, еще при Ельцине, задолго до истории с НТВ, гробила Альфреда Коха за его блестящее интервью, данное американскому радио, насчет жалкой, никому не нужной, провинциальной, но пыжащейся до империи России; вспомнила, как тот же Дмитрий Быков, негодуя, что Леониду Рошалю за "Норд-Ост" дали орден, а Анне Политковской — нет, писал, что он несогласен с Политковской. А в чем? Теперь я поняла: вместо мирного населения несчастной Чечни и обреченных заложников "Норд-Оста" ей надо было защищать ОМОН, полковника Буданова, отморозков, которые отрезали мертвым чеченцам уши, и бойцов группы "Альфа", отравивших заложников нервно-паралитическим газом.

Значит, мой лозунг 1991 года, с которым я стояла вместе с товарищами по ДС в Вильнюсе, у захваченных советскими десантниками зданий, все еще действителен: "У советского оккупанта нет Отечества, его Родина — танк". И у российского – тоже нет. У оккупантов не может быть Отечества.

… Фильм Кэмерона прекрасен и печален. Но в нем бездна юмора. И это не "стрелялка", не блокбастер. Это проблемный, умный, горький фильм. И не важно, что инопланетяне синие и с хвостом. Спросите у Буданова, и он вам скажет, что у чеченцев – рога и копыта.

Живая планета, духи предков, дерево-президент Эйва, нерасторжимая связь людей, драконов, гор (вспомните Высоцкого: "Ведь это наши горы — они помогут нам!"). На наших глазах искалеченный десантник ("афганец", как они сами себя назвали) Земли, примитивный представитель коммандос, пообщавшись с биологом Грэйс (Сигурни Уивер) и с аборигенами, гуманными и прекрасными, становится человеком. Именно тогда, когда выступает против неправых людей на стороне инопланетян. Ученые поднимают бунт против военных и гибнут за этих синих и хвостатых.

Но вот зло повержено, полковник, презиравший дикарей, умер от их стрел, и земляне уходят с Пандоры. Им позволили, хотя могли бы всех перебить. Некоторым, не пролившим кровь, даже разрешили остаться. Ведь всех, говорящих на русском языке, даже совков, не выселили из Литвы, Латвии, Эстонии, Польши. А какова награда нашего инвалида без ног, переродившегося десантника? Он любит синюю красавицу, и ему нет места на Земле. Трибунал из коммунистов Ленобласти и поэтов Быковых пошлет его за измену человечеству на электрический стул. Дышать воздухом Пандоры землянин не может. Управлять человеческим сознанием в голубом искусственном теле аватары больше некому: земляне ушли вместе с техникой и электроникой. И он идет на смертельный риск. Его человеческое тело лежит без маски под деревом Эйви, рядом голубое тело-скафандр. Инопланетяне молят мать Эйви перенести сознание человека в синее тело с хвостом. А там — как Бог даст. Как мать Эйви рассудит. Жизнь не гарантирована, земная наука такого не может. Разве что биологическая цивилизация потянет. Достойная смерть — или достойная жизнь.

Прогрессивное человечество давно перешагнуло через жалкую и скудную истину "Твоя Родина всегда права". Русские офицеры в 1863 году отказывались вешать восставших поляков, предпочитая расстрел. Английские диссиденты публично выступали на стороне буров против англо-бурской войны. Генерал де Голль изменил сдавшейся Гитлеру Франции, был приговорен ею к расстрелу и организовал в Великобритании комитет "Сражающаяся Франция" против Гитлера и против правительства Виши. Немецкие антифашисты сотрудничали с англичанами (дай Бог, чтобы не с СССР). А Дмитрий Быков и не заметил.

Есть еще фильм "Район № 9". Там землянин помогает бежать с Земли гонимым инопланетянам, похожим на моллюсков. И человечество осуждает не его, а компанию, препарировавшую этих самых моллюсков. В США осудили лейтенанта Келли — за сожжение вместе с людьми мирной деревни Сонгми. И только что посадили собственную тюремщицу из "Абу-Грейб" за издевательства над пленными. Мир меняется к лучшему. Цивилизованный, западный мир.

Мы поддерживали Ельцина, но когда он поднял руку на Чечню, все приличные люди России пошли на пикеты и митинги протеста. Егор Гайдар пошел. Анатолий Чубайс не пошел, а сказал, что российская армия возрождается в Чечне. И вылетел из компании порядочных людей. И неужели Дмитрий Быков думает, что если бы я умела стрелять и сохранила какое-то здоровье после советских лагерей, я в 1995 году не пошла бы с митингов протеста записываться в чеченскую армию к Джохару Дудаеву?

Есть такой лозунг: "За Вашу и нашу свободу!". С ним ложатся под танки, а не садятся в них, чтобы стрелять по чужой правоте через прицел своей неправды. Пусть Дмитрий Быков созвонится с Евгением Евтушенко, который написал в 1968 году: "Танки идут по Праге, танки идут по правде". Наш поэт вместе со всей путинской Россией сломался на имперском синдроме. 11 декабря 1994 года Россия сорвалась с пути возрождения и пошла ко всем чертям, через границу Чечни. А в августе 2008 года она доехала до этих самых чертей в ходе российско-грузинской войны.

Пока мы не научимся спрашивать со своего Отечества строже, чем с чужого, наш путь — к чертям. И туда нам и дорога».

***

Это была прогрессивно-демократичекая точка зрения, а вот — религиозная.

Анонимно:

«Вы слишком привязаны к понятию Родина и прочим масонским конструктам.

У Христа не было родины.

У Будды не было родины.

У святых людей нет Родины, они выше этого.

Поскольку святых людей и просто хороших людей мало, концепт Родина слишком доминирует в головах большинства.

Хотите стать Христом или Буддой — откажитесь от Родины, выплюньте из своего мозга эту протертую идейку, станьте свободным.

Морпех был святым, почти Буддой был.

Будде не нужна Родина.

А для любого настоящего христианина — родина — это Царствие Небесное.

И настоящий христианин не будет защищать Родину, тем более если она состоит из буржуйского говна.

Христос говорит: “Оставь отца своего и мать свою и иди за Мной”.

Выводы делайте сами».

Вот так. Отказывается, Родину изобрели масоны. Наверное, жидо- и комиссаро-. Посему понятно, что каждый порядочный человек должен быть против Родины. А, поскольку в каждого она своя, надо всем переехать в чужие страны, и тогда будет Щасте Фсем.