S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля ОП-2

S.T.A.L.K.E.R. Тень Чернобыля 1.0006
Объединённый пак - 2 с патчем 2.09 и фиксом 2, а также 20+ правок

Где взять:

Внимание! Перед установкой ОП-2, если у вас стоял какой-либо S.T.A.L.K.E.R. "Тень Чернобыля", его необхожимо полностью удалить с компьютера. Кроме обычной деинсталляции, требуется вручную удалить всю директорию S.T.A.L.K.E.R. полностью, если она осталась в каком-либо виде, а также директорию stalker-shoc со всем содержимым из "Моих Документов". На время установки полностью отключаем антивирус, внимательно смотрим всё, что пишет инсталлятор.

После начала игры недопустимо проматывать видеозаставки при первом запуске! В это время "шуршат" скрипты.

Установленные правки:

  1. V92_OP-2_Retexturing_v1.0 update_1-1
  2. ОП-2. Бессмертные квестовики. 2.09_1-2 от karavan150. В игре очень жизненно могут погибнуть те, кто даёт квесты, причём достаточно важные. Приходися восстанавливать игру на несколько сейвов назад и бежать спасать. Мягко говоря, некомфортно: может, там только что 100500 монтстров зачистил на другом конце Зоны. В принципе, есть воскрешающий артефакт, но я его ни разу не использовал (и лобыть его, не зная, что именно делать, маловероятно), и не знаю, сохраняются ли там трупы, чтобы воскресить. Проще этот мод поставить, да и "повезло, жив остался, супермен" всё же логчинее, чем воскрешение.
  3. Метки на большинство тайников ОП-2 от Eugen81. Иначе их приходится искать по описаниям типа "у большого камня возле дороги", причём таких описаний может быть на выбор несколько (и тайник лишь в одном месте), при этом может быть невидимым. И, чтобы его увидеть, даже зная о нём, потребуется акробатика. Нафиг-нафиг, это не RPG уже, а какое-то извращение.
  4. Видимые телепорты от Евгена. Представьте, как "весело" играть с невидимыми телепортами, особенно если по ним надо проскакать в определённом порядке.
  5. Убираем время для дополнительных квестов 2.09_2. Терпеть не могу таймеры.
  6. Отмена лимита на обмен_2.09_2. Зачем-то был установлен лимит на кол-во обменных патронов у торговцев, где логика?
  7. С трупов выпадает почти все в исправном виде + 100% выпадение брони_2.09_2. Логично. А то убил кого -- а броню не снять.
  8. Улучшеная правка патронов для ОП-2. увеличено количество выпадаемых патронов. А то странно: типа хоть сразу кого убей, а у него патронов-то и нет почти.
  9. Умное выпадение запчастей монстров от dsh и BlooderDen -- в зависимости куда попали пули и т.д.
  10. Правка по Акиму от Перегара. Аким покупает экзы (дорого), артефакты - арты вообще должны быть основным источником дохода; жаль что большинство модмейкеров забыло зачем сталкеры идут в Зону. Также в продаже появились патроны 5.45, 7.62УЗ и 12х108, цены более адекватные, чем у других.
  11. Снимки животных и аномалий со спутника от lines91, сборка karavan150: Для тех, кому надоело выполнять квесты Фотоохота, Тихая охота и Фото аномалий (например, после НИ), выкладываю правку на логику фотоаппарата. Теперь сними аномалий и животных (если я правильно все понял) выполняются в зоне alife online (поправьте, если не прав, это вроде 300 метров, если не больше).
  12. Камни и стены не простреливаются от karavan150. Логично, не так ли? А то простреливались, причём исключительно в одну сторону: когда стреляют по герою.
  13. Убран бредовый финальный диалог с Ворониным, про документы со сбитого вертолета, от BFG и Евгена. Там реально какой-то бред был.
  14. ОП-2. ГГ не взрывается на своих минах. Логично: он знает, где их расставил и как маскировал.
  15. 24 слота под арты. А почему нет? Тем более, что четыре всегла заняты приборами.
  16. Карты с пометками на проблемных локациях. Просто надписи мест на картах, чтобы было понятнее, куда идти.
  17. ОП-2. Подсветка рестрикторов партиклом. Иногда для срабатывания события надо пройти через партикл, и при телепорте может не сработать. Пусть лучше подсвечиваются.
  18. Крупный шрифт для ОП-2. Иначе на моём 2560х1600 слишком мелко.
  19. ОП-2 выключение музыки. Отключает надоевшую песню у Сидоровича и при выходе в меню.
  20. guitar_pack. Добавляет гитаристам музыку.
  21. Мобильный Менеджер для ОП-2.09 фикс 2 (mm_op209f2) от Singarur22 и др. Использую летающую камеру, иначе многие тайники доставать -- чистый мазохизм, и телепорты для случаев, когда надо переместиться по безопасному маршруту через несколько локаций (каждый переход грузится пять минут и более), особенно если надо перетаскать много груза, т.е. не один раз сбегать. В критических ситуациях позволяет сгенерить себе необходимую вещь, но это читерство.

Временно:

Нельзя ставить:

Адекватный отзыв об игре:

http://samlib.ru/a/awerxjanow_n_m//op2stalker.shtml

Небольшое вступление.

В современной культуре компьютерные игры уверенно заняли свою собственную, оригинальную нишу, которая до этого была совершенно пуста. Скажу более, ещё 40 лет назад никто даже и не подозревал о её существовании. Так что они теперь неотъемлемая часть культуры человечества и уверенно встали в один ряд с литературой, живописью, скульптурой и другими видами искусств. В связи с этим и подхода к своему созданию они требуют соответствующего. Искусство создания компьютерных игр значительно отличается от искусства создания традиционных произведений культуры. Основополагающим, как всегда является талант разработчика, видящего во вновь создаваемой игре прежде всего произведение искусства, а уже потом тонны программного кода, который является материальной базой произведения, как холст и краски у художника.

Игровой мир "Сталкера" уверенно занял свою, хотя и скромную, нишу в мире компьютерных игр. Игра завоевала популярность, следствием чего стало создание многочисленных, так называемых "модов" на тему приключений, воплощенных в этих играх. К глубокому сожалению, на мой взгляд, количество "модов", реально претендующих на уровень полноценной компьютерной игры, ничтожно мало, меньше, чем пальцев на одной руке. Этот внушительный по объёму мод не входит в это число. Что же помешало столь грандиозному труду стать полноценной компьютерной игрой?

Помешали в конечном счете просчеты и грубые ошибки, допущенные при разработке мода. Какие именно?

 

Прежде всего сам код этой игры, который вызывает массу вопросов о своей оптимальности. На 64-битной семерке с 8 ГБ ОЗУ достаточное число раз наблюдалось немотивированное зависание процесса XR_3DA.exe, занявшего к моменту зависания от 3,5 до 3,8 Гб ОЗУ.

Были и вылеты, например, такие: FATAL ERROR [error]Expression: Ran out of memory

Наблюдались и абсолютно случайные, ничем не мотивированные сбои:

- [error]Description: there is no specified level in the game graph: 205",

- [error]Arguments: LUA error: ...\scripts\bind_det_arts.script:120: C stack overflow;

- [error]Arguments: LUA error: ...\scripts\state_mgr.script:197: C stack overflow.

причем цифра в конце была все время разная.

Однако, как это ни парадоксально, этот мод относится к числу наиболее стабильных из многих известных модов, если оценивать по соотношению: количество вылетов к количеству одновременно выполняемых квестов.

 

Что же представляет собой эта игра, если рассматривать её как произведение искусства?

Начать можно с самого простого - с названия. Что такое ОП-2? Есть такая марка огнетушителей. Ещё можно раскрыть как "Обеспечение Программное по тестированию движка для игры Сталкер. Тень Чернобыля. Куммулятивный пак 2". К чему всё это я говорю? Давайте вспомним классику. "...Целого арсенала нелепостей и чертовщины ещё недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на некоем философском взгляде на жизнь..." (Э.Т.А.Гофман. Принцесса Брамбилла (Балибия). Из предисловия, 1820).

Можно ли, судя по названию, понять, о чем собственно эта игра? Какой такой глубокий замысел заложили в неё авторы? Вряд ли кто ответит на этот вопрос утвердительно. Хотя если немного пофантазировать, то можно придумать несколько вариантов нормальных названий. Вот хотя бы такое : "Приключения Меченого. Наиболее полное их изложение со всеми мельчайшими подробностями, о любви и смерти, дружбе и предательстве, победе над злом". По моему нисколько не хуже текущего названия. Да и аббревиатура "ПМ" как-то привлекательнее чем "ОП".

Как я скажу немного позднее, игра обладает целым арсеналом неотъемлемых, исключительно положительных качеств. Однако по мере её прохождения невольно напрашивается ассоциация с высказыванием ещё одного классика, - Салтыкова-Щедрина Михаила Евграфовича: "- Покойная Дарья Семеновна говаривала: жизнь наша здешняя подобна селянке, которую в Малоярославском трактире подают. Коли ешь ее с маху, ложка за ложкой, - ничего, словно как и еда; а коли начнешь ворошить да разглядывать - стошнит!" (Современная идиллия, 1877).

К сожалению, таких упомянутых неприятных ощущений очень и очень много в этой игре. И их увидел не только я. На многих форумах люди просто стонут от неестественных вывертов, устроенных авторами. Не буду приводить здесь конкретные примеры, т.к. форумы прочесть все сами в состоянии.

Создается впечатление, что создатели этого продукта очень злобно настроены по отношению к тем, кто захочет его использовать. Один только так называемый античит со своими ложными срабатываниями чего стоит. Очень недружественный игровой интерфейс. Сама идеология взаимодействия с игроком пропитана духом насилия над играющим, его буквально заставляют выполнять самые надуманно-сложные требования, сложность которых зачастую обусловлена только скоростью нажатия на клавиши и "сакрального" знания неких "ошибок игрового движка", позволяющих совершать те или иные игровые действия. Однако люди все разные. Некоторые и рады бы, но у них нет таких возможностей. Поэтому выходы находят такие, которые сводят на нет все усилия разработчиков по поднятию "интересности" игры. А ведь можно было бы сделать так, чтобы люди не искали всякие "фичи", а сами старались пройти игру на максимально возможном для них уровне сложности. И методы эти давно известны и успешно реализованы в некоторых модах. Я имею ввиду систему рейтингов. Когда за каждое значимое действие игроку начисляются баллы. После достижения определенной величины - дается награда (красиво нарисованная медалька или что-нибудь подобное), которая может быть по желанию размещена на "рабочем столе", присваивается "звание". Кроме "морального" можно было бы наладить и "материальное" поощрение. Например, улучшение меткости, способность переносить больший вес, и т.д. Что можно было бы сделать здесь? Все эти полуподпольные "спавнеры", правки параметров ГГ (прыжок, вес, здоровье и т.д.) - объявить официальными фишками игры. Оформить в дружественный интерфейс. Чтобы можно было не напрягаясь настроить игру под себя. Но! За каждое отклонение от выработанной авторами "нормы" - снимать определнное количество баллов, лишать наград, достижений. Например, хочешь взять тайник, но не допрыгнуть? Пожалуйста - шкала увеличения высоты или дальности прыжка в твоем распоряжении. Хочешь переместиться по местности нештатным образом, по координатам? Ради Бога! Но уж извини из рейтинга вычтем сколько положено за это. И так далее. Можно и дальше пойти. Например, в процессе игры формировать некий специфичный файлик, в котором будет надежно зашифрован текущий рейтинг игрока. По желанию его можно было бы предъявлять на официальных форумах по этой игре, чтобы участвовать в дискуссиях в соответствии со своим статусом. Вот и всё. И не надо никакого насилия. Люди сами себя изнасилуют, чтобы достичь высокого рейтинга. А кто-то пройдет игру с нулевым рейтингом. В первый раз. А потом вернется к ней, чтобы подняться.

 

Хочется отметить такое понятие, как игровой ритм. Авторы этого мода о нем, похоже, и не слышали. Серия динамичных боестолкновений может внезапно завершиться неторопливым, иногда нудным выполнением какого-либо квеста по прыжкам или экскурсиям в поисках чего-либо. Нет никакого баланса между этими темпами прохождения. Создание такого баланса требует высочайшей квалификации разработчика и является одним из самых трудных и ответственных моментов в разработке игры.

Несколько слов о сути квестов в этой игре. Чем ценится настоящий квест? Я считаю, что приличный квест должен иметь возможность быть решенным только на основании информации, полученной ГГ в ходе игры. Если решать квесты путем увеличения количества просмотров на ютубе, тогда это уже не квест, а что-то другое, не имеющее отношения к игре, например -- квесты Волазара и ряд других. Характерный пример, - квест на тайники Волазара в МГ. Самый первый телепорт надо искать "на развалинах школы", это дословная цитата. Во-первых, школа стоит целая, во-вторых, на ютубе(!) телепорт оказывается на развалинах жилого дома. На мой взгляд это целенаправленное введение играющего в заблуждение, с целью увеличить количество просмотров этого ролика, и сделана просто - одна буковка "у" пропущена. Если это произошло неумышленно, тогда с полным правом можно считать халтурой. Или, например, сюжет "Острова на Юпитере". "Ищи телепорт в углу" - цитата. А телепорт оказывается не "в углу", а "на угле". Есть разница? Языковые правила еще являются актуальными. Опять же или халтура, или целенаправленное введение играющего в заблуждение. И такого неприглядного косноязычия в игре, к сожалению, неприемлемо много.

У меня сложилось впечатление, что авторы мода, при разработке значительного количества поисковых квестов, руководствовались следующим алгоритмом:

1. Придумать и спрятать квестовый предмет вне зоны визуального обнаружения игроком, а еще лучше, чтобы предмет спавнился, если ГГ близко подойдет к нему, или пройдет по произвольно расставленным рестрикторам;

2. Сделать всё возможное, чтобы игрок никогда не узнал о наличии в игре данного квеста;

3. Если всё-же игрок узнал о наличии квеста в игре, то дать ему невразумительную, бредовую, а иногда и ложную исходную информацию на выполнение квеста;

4. Хлопать в ладошки от радости в связи с тем, что квест так никто и не смог выполнить.

Объективности ради стоит отметить, что и "нормальные квесты" присутствуют в игре. Например, мне понравились такие квесты, как поиск мухоморов для Лесника, тайник Кости на Янтаре в мусорных баках, Панадол в Восточной Припяти, Телевизор для Димака в Вост.Припяти, тайники Кости в Ценральной Припяти, поиск документов для Воронина (большей частью) и несколько других квестов, для выполнения которых не нужно с сумасшедшей скоростью нажимать на клавиши и бесполезно применять различные "спецсредства", эти тайники нужно просто найти и всё.

 

Моё знакомство с игрой было непростым. Как и положено, с самого начала игры я принял все установленные правила и добросовестно им следовал. Хотя играть было нелегко. Достаточно сказать, что в качестве первого достижения моего ГГ разработчики обозвали его Семецким. Настоящие неприятности начались на локации "Болота". Сначала вроде бы совсем мелочь - при получении задания от Свиблова на уничтожение "особенного контролера", он попросил принести ему любую часть убитого монстра. Здесь ключевое слово - любую, так было в диалоге. Однако в задании уже было написано, что нужен именно красный мозг. Извините, но рука контролера тоже подходит под определение "любую часть монстра". Спрашивается, на каком основании был вписан именно мозг? Хорошо. Однако именно мозг и не спавнился в этих контролерах. Обыскал всё кругом, нашел всех контролеров, мозга не было ни у одного. Проблема. Добрые люди на форумах подсказали, чтобы взять мозг, нельзя во время выполнения этого квеста завершать игру и потом загружаться из сохранения. Так и оказалось. Такое положение дел сильно насторожило. Далее было еще интереснее. По квестам Кота нужно было найти на базе ЧН сталкера и получить от него информацию о монолитовцах. Однако поиски были тщетными. Такого сталкера на базе ЧН не оказалось. Не оказалось даже его трупа. Такая проблема опять же была не только у меня. Она проскочила и в ролике "антишнапса" и еще у ряда форумчан. Решения никто не подсказал. Таким образом, целая ветка квестов намертво встала. Собственно, на этом можно уже было с игрой и попрощаться. Что я образно говоря и сделал. Потому что после установки спавн-меню и других примочек использование ОП-2 пошло уже не как игры, а как именно "обеспечения программного" в режиме ознакомления. Разумеется, я пытался играть как и раньше - "по правилам", но если что-то шло "не так" - прибегал к помощи "спецсредств". При всём желании погрузиться в мир игры уже не получалось, пропало доверие к авторам. Из-за того, что в неоднозначной ситуации непонятно: то ли ГГ что-то неправильно сделал, то-ли очередная ошибка разработчиков проявилась. А ошибки не заставили себя долго ждать. Так, например, долго ГГ искал вторую кувалду на АТП (квест Сидоровича). А её не было нигде. Даже там, где автор ролика показывал, как её нашел. Вот стоит мой ГГ, шарит указателем мыши по тому самому месту, где должна быть кувалда и вдруг прямо на глазах она появляется из под земли, как ни в чем не бывало. Сюрприз, мать его!

С исчезновением трупов очень непонятная история получается. Почему-то те трупы, которые жизненно необходимы для игры, бесследно исчезают, а совершенно ненужные валяются всю игру и никуда не деваются. Например, труп военного Андрея на Кордоне, который нужно обыскать, найти ПДА и записку, и с которого, собственно, начинается очень крупная сюжетная часть игры - бесследно исчез, до обыска! В то же время три трупа на Свалке, рядом с переходом на Кордон (освобождение заложника при первом заходе на Свалку) - валяются всю игру на дороге. Как вот это всё можно объяснить с позиции здравого смысла?

Систематическое использование в игре пространства за пределами "игровой локации" и так называемых "телепортов", на мой взгляд не является признаком хорошего игрового тона и вызвало очень неприятные ощущения. Когда такое происходит сплошь и рядом, теряется образ игрового мира, вместе с ГГ игрок "вываливается" из мира игры за "локацию". Атмосфера игры пропадает. Такой способ можно было бы, на мой взгляд, применить один - два раза, но никак нельзя вводить его в систему. Если уж авторам не хватило места в стандартной локации почему бы не расширить её до необходимых пределов? Можно пойти и по другому пути - сделать проходимыми все заборы и ограждения, как сделано в некоторых других модах.

 

Но это ситуации хоть и неприятные, но к которым можно отнестись с пониманием, учитывая некоммерческий, любительский уровень разработки мода. В этом случае ничего другого и не остается, как только очень вежливо попросить разработчиков: "Ребята, может можно что-нибудь поправить?"

К чести разработчиков, надо заметить, что через некоторое время появляются патчи, исправляющие те или иные ошибки. Но в моем случае некоторые из упомянутых ошибок были исправлены, когда мой ГГ уже далеко ушел вперёд от этих игровых моментов. Поэтому написано по факту.

 

Но есть и другая категория промахов разработчиков, которую иначе как халтурой и назвать нельзя. Что я имею ввиду? Приведу только несколько запомнившихся примеров, для наглядности.

Во время игры неоднократно возникало ощущение, как будто авторы невразумительным изложением содержания заданий, бредовыми диалогами хотят "поднять" уровень интересности, загадочности игры. Я обсуждал этот момент с "коллегами". Было высказано мнение, что таким образом авторы пытаются подчеркнуть "атмосферу" зоны отчуждения. Типа, там и людей-то нормальных нет, все либо под наркотиками, либо пьяные, либо с поехавшей крышей. Поэтому внятно никто ничего не может объяснить. Хорошо, такой "художественный" приём имеет место быть. Однако, почему бы после диалога с тем или иным персонажем, ГГ не осмыслить и не записать в свой ПДА нормальную информацию по квесту? Кстати, в некоторых квестах так и сделано, бредовый исходный диалог обработан до вменяемого уровня и размещен в ПДА.

 - Невнятное описание заданией. Например, на поиск четырех тайников Старожила оно выглядит так:"4 тайника. Ориентиры. Крыша на Агропроме, крыша на базе Свободы, блокпост на Кордоне, развалины возле блокпоста". Как можно понять из этого описания задания, что "развалины возле блокпоста" находятся вообще на другой локации - Свалке? Хоть бы точку вместо запятой поставили, что-ли. Халтура;   

- По квесту "Радиационная защита для Круглова". "Найти дикообразов всех разновидностей по 2 штуки". Так и хочется сказать словами классика:"Огласите, пожалуйста, весь список". Сколько их вообще и каких разновидностей-то? В игре об этом ничего нет, халтура;

- По квесту "Радиационная защита для Круглова", артефакт "Кристальная душа бенгаза" обозван "душой бенгаза", вот и ищи по всем локациям эту "душу", - никогда не найдёшь. Халтура.

- Квест Сахарова, "принести по 1 эмбриону каждого монстра". Всего видов эмбрионов в зоне 32 штуки, а Сахарову, оказывается, надо всего 16! Вот тебе и каждого монстра!!! Так можно этот квест сдавать очень долго и не сдать, тоже халтура;

- После продажи ГГ "единственной в зоне" снайперской винтовки этот диалог у Акима не исчезает, можно при желании купить ещё одну или несколько "единственных" винтовок. В тайнике в Мёртвом городе, и некоторых других тайниках находятся ещё несколько "единственных экземпляров" этой винтовки. На ход игры не влияет, но её технический уровень и культуру исполнения характеризует;

- После зачистки Мертвого Города от группировки "Последний день", Меченый находит записку от Искры. Тут появляетя Парфюмер. Между ними завязывается диалог. Всё бы ничего, да реплики Парфюмера почему-то оказались у Меченого, а реплики Меченого у Парфюмера. Получил лёгкий когнитивный диссонанс. Халтура;

- Квестовая винтовка FA MAS Prototype3 (так в задании) оказывается обозначена в игре как FA MAS G2. Из-за этого разночтения долго висел невыполненным квест на оружие Ворону. Небрежность, или халтура в чистом виде. И это далеко не единственный пример. На форумах много сообщений о том как люди мучаются, пытаясь "по-честному" сдать "хомячные" квесты;

- В квесте "ограбление бандитов" в МГ, консервы "Радость туриста" обозваны "тушенкой". Неудивительно, что некоторые игроки не поняли, о чем речь и, имея в рюкзаке более 20 банок этой "радости", безуспешно искали "тушенку" по всем укромным и неукромным уголкам. Я это сам видел в соответствующем ролике "Злого Сталкера". Халтура;

 - Во многих квестах нужно найти определённое количество патронов. В заданиях указывается количество, почему-то в пачках. В инвентаре - патроны учитываются в единицах штук. Почему такой разнобой? Должно быть однообразное описание количества. Интересно, компьютер вынужден "пересчитывать" единицы в пачки для анализа условий выполнения квеста? Зачем эта дополнительная трата ресурсов? Кроме того, не указывается и тип патронов, которых может быть несколько. Игрок вынужден гадать какие патроны (обычные, бронебойные, изоморф) всё-таки нужны? Халтура;

- Список переходов в ПДА не соответствует меткам переходов между локациями, отмеченных на карте. Например, в списках переходов нет перехода на локацию "Юпитер", отмеченного на карте в Восточной Припяти. Некоторых переходов, наоборот, нет на карте, хотя они есть в списках. Например, переход в Припять на АТП и т.п. Это недоработка, или иначе - халтура;

Эти примеры приведены не как исчерпывающий список ляпов (которых на самом деле значительно больше), они приведены просто для примера, для того чтобы понять, - отношение разработчиков к любителям "Сталкера" весьма и весьма легкомысленное, пренебрежительное. А к своей разработке они отнеслись без должного уважения и любви.

Кроме того, уровень мода был бы намного более приближен к уровню современной компьютерной игры, если бы:

- при просмотре карты, и наведении мыши на локацию была представлена возможность "окинуть взглядом" некоторую "информацию о локации", например по ПКМ, а именно: видеть на экране список актуальных квестов доступных здесь, сформированный в нужном порядке, чтобы логика игры не сбивалась, список активных квестовых персонажей, находящихся на локации;

- при просмотре содержимого схронов, оборудованных GPS-маячком в режиме карты, установить возможность прокрутки содержимого, выводящегося на экран, т.к. в некоторых случаях все предметы не помещаются на экране;

- поправить прокрутку интерфейса инвентаря - прыгает в начало после перемещения любого одного из предметов, находящегося в конце (внизу списка), в результате тратится очень много времени на перемещение группы предметов. Хорошо было бы организовать групповое перемещение предметов, чтобы можно было задавать их количество (например, из-за этого пришлось бросить перемещение штатным способом 100 бинтов по квесту Болотного Доктора, и просто применить спавн-меню);

- организовать представление предметов, находящихся в рюкзаке (схроне) не только в виде картинок, но и в виде алфавитно-упорядоченного списка, разбитого на секции по типу предметов (оружие, артефакты, медикаменты и т.п.) с возможностью выбора игроком вида представления;

- на время диалогов останавливать ход игры;

- дать игроку возможность не только выбора музыкального жанра у торговцев, но и возможность вообще отключать музыку;

- квестовые предметы (например, оружие и т.д.) хорошо бы подсвечивать при помещении в рюкзак. А при помощи ПКМ, чтобы было можно узнать, для какого именно квеста этот предмет понадобится;

- если в начале игры перемещение по зоне представляет интерес, то в процессе дальнейшего прохождения такой эпической саги оно в конце концов наскучивает своим однообразием. Что хотелось бы. Если ГГ исследовал какое-то ключевое место на локации, чтобы оно появлялось на карте с подписью. Затем, чтобы наведя на него мышку и щелкнув ПКМ увидеть надпись, что-то вроде: "Осуществить перемещение" и просто переместиться туда. А если есть желание, то ради Бога, пожалуйста, можно и ногами добраться;

- организовать "сквозную" связь между всеми схронами ГГ. Чтобы можно было, открыв один из схронов, манипулировать предметами и из других имеющихся схронов;

- расширить временные рамки истории сообщений, она почему-то очень ограничена, иногда не вмещает даже количество сообщений в течении суток. Крайне неудобно. В некоторых известных модах эта история сохраняется с первых шагов по зоне. Или хотя бы предусмотреть удаление ненужных сообщений, или отдельное сохранение важных. Для примера можно привести второй квест Лысого на поиски клада в лабиринте. Во время игры приходит неприметное сообщение от Лысого с просьбой, чтобы Меченый подошел к нему, есть дело. Хорошо если ГГ в это время находится не в активной "фазе". тогда можно успеть увидеть это сообщение. А если в это время происходит какой-нибудь экшен? Тогда ГГ так и не узнает о наличии этого сообщения, т.к. оно очень скоро пропадет из истории. Таким образом нелегкий труд по созданию этого квеста окажется потраченным впустую;

- можно было бы предусмотреть индикацию количества новых, непрочитанных сообщений на экране. Чтобы можно было в спокойной обстановке их прочитать и удалить ненужные;

 - изменить место расположения на экране сообщений, приходящих на ПДА ГГ, они отображаются слева внизу. Когда открыт инвентарь (например, рюкзак и схрон) их не видно, т.к. они закрываются изображением содержимого. Хотя справа вверху имеется свободное место, хорошо бы их разместить там.

- удобно систематизировать хранение важной информация о кодах доступа (например, портал в Лиманск), условиях выполнения квестов, других критичных для игрового процесса сообщений. Например, использовать т.н. "дневник". Предложение делать скрин вручную, как аргумент, что "никто тут нянчиться не собирается", является попыткой завуалировать свою профессиональную несостоятельность в этом вопросе;

- увеличить размер компаса в левом верхнем углу, по имеющемуся невозможно ориентироваться;

- в компьютерных прицелах с автозахватом цели сделать цвета своих и чужих более различимые для людей страдающих той или иной степенью дальтонизма, например желтый и синий;

- сделать несколько автосейвов (5-10), а не один, периодически затирающийся, как сейчас, с возможностью настройки интервала времени между сохранениями;

- решить, наконец, вопрос: кто главнее? Чтобы при столкновении на встречных курсах с НПС не они бесцеремонно двигали ГГ, а он их (например, охранник, случайно застрявший в дверях госпиталя не давал ГГ пройти и чуть не сорвал всю игру);

  - сделать нормальную карту пещеры и лабиринта с возможностью различить уровни лежащие выше или ниже;

  - карту укрытий от выбросов модифицировать так, чтобы после её приобретения метки укрытий появлялись во время выбросов на основной карте ПДА ГГ.

 

Закончил ознакомление с модом. Статистика игры такова: выполнено сюжетных заданий - 616; сюжетных подзаданий - 1682; циклических квестов - 236; затрачено на игру 15 дней и 6 часов "чистого" игрового времнеи. В реальном времени играл с середины мая 2014г. до начала февраля 2015. Сложилось такое впечатление, что игровой процесс очень изнурителен по своему т.н. "геймплею". В чем сложность? Это и искусственно выдуманные тайники (найти которые и пробраться к ним нормальному, среднестатистическому игроку, зачастую просто невозможно), и перетаскивание грузов из места на место, и порой несбалансированные боестолкновения, и квесты, которые невозможно выполнить без подсказки извне. Похоже, что разработчики подзабыли, что игры являются кроме всего прочего способом проведения досуга, отдыхом. А, как известно, отдых не должен быть изнурительным. Не спорю, вопрос баланса в игре наиглавнейший. Тут есть две крайности. Первая - игра "скатывается" в примитивный ковбойский шутер, и становится неинтересной. Вторая - игра "взмывает в недосягаемую высь" по искусственно придуманной, не вытекающей из хода игры сложности, по потери игровой логики и становится неиграбельной. Найти золотую середину очень и очень непросто. В случае ОП-2 баланс игры явно ушел в сторону неоправданного усложнения, или, как говорят в определённых кругах - "задротства". В чем причина такого усложнения игры? Подозревать авторов в серьёзных, летальных отклонениях в психике нет абсолютно никаких оснований. Тогда что? На мой взгляд, авторы, несомненно талантливые и способные ребята, отдали слишком много времени и сил созданию этой игры. В результате произошло так называемое "замыливание", когда для авторов игра стала очень простой и они решили, что надо её "немного" усложнить. В этом и заключается ошибка - не приняли во внимание, забыли про реальных людей, которые будут играть в игру и понятия не имеют обо всех тонкостях и нюансах разработки, так надоевших авторам.

Заметно меньше стало "сталкерской" романтики, исследования зоны отчуждения. Зато возросло количество "меркантильных" мероприятий, связанных с деньгами, торговлей трофеями. Это тоже не способствует повышению уровня играбельности.

Если подвести итог и оценить в нескольких словах этот мод, то можно вспомнить слова классика: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. (А.Н.Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву, 1790)".

Однако несмотря на такую грустную ассоциацию, считаю, что мод всё-таки состоялся. Труд был затрачен огромный.

 

Что понравилось:

По сути, это -- новое слово в игровой индустрии. Новое заключается в эпичности повествования, объему охвата событий, количеству персонажей, мест действия. Сходу не припомнить аналогов даже во "взрослых" играх. Есть некоторые, но там эпичность создается созданием новых самостоятельных версий: 1, 2, 3..., а здесь всё сконцентрировано в одном варианте.

- Отличная оружейная тема. Можно сказать просто - песня! Оружия очень много, все оно выглядит в игре сделанным с любовью, с душой. Как говорится, выбирай, что душе угодно. Привлекла внимание возможность самостоятельно создавать и использовать в качестве оружия различные аномалии и гранаты со свойством аномалий. В некоторых случаях очень эффективно.

- Уровень диалогов ГГ с НПС вышел на более высокий уровень. Такой, что за словами стал просматриваться "легкий силуэт" характера ГГ, он стал более выпуклым, объёмным. В отличии от многих других модов, где диалог ограничивается стандартными, плоскими, безликими фразами.

- Сюрприз для тех, кому чтение не составляет проблемы. В ПДА ГГ есть раздел "Зона глазами очевидцев", там изложены посмертные истории людей, находившихся по тем или иным причинам в зоне отчуждения. Можно почитать, пока ГГ пережидает выброс в укрытии.

- Возрос интеллект НПС во время боестолкновений, они стали более подвижны, "осознанно" ведут себя в тактическом плане, грамотно используют укрытия.

- Мутанты стали себя вести "по-умному". Например, при нападении стаи собак, в процессе схватки, если в живых осталась одна-две собаки, то они "благоразумно" покидают поле битвы, не дожидаясь завершения.

- Хорошо проработаны отдельные сюжетные линии. Например, взаимоотношения с Пантерой, поиски экзоскелета Черного Доктора и ряд других.

- Само количество квестов, приключений просто кажется бесконечным (Санта-Барбара нервно курит в сторонке), что является "бальзамом на душу" поклонников игры "Сталкер".

- Можно приветствовать попытку создания баланса боестолкновений. В частности, жуткий дефицит патронов, гранат особенно обостряет чувство игры. Кроме этого, мною замечено, что если ГГ следует в фарватере сюжета, заданном разработчиками, то убиваемость НПС как это ни странно, адекватна. Однако если случайно или намеренно пойти "своим путем", то могут возникнуть проблемы. Например, когда мой ГГ попытался как в оригинальной игре взять кейс с документами на блокпосту на Кордоне (квест Сидоровича), то попал на каких-то отмороженных спецназовцев, шутя принимающих полмагазина из абакана в голову и кладущих ГГ с одного выстрела. А если провести операцию по изъятию этого кейса по-другому, то проблем не будет никаких.

- Путешествия по зоне отчуждения, благодаря разработчикам, стали более интересными, напрягающими. Например,даже на таком рядовом участке, как путь от южного блокпоста Бара до перехода на Свалку, они придумали много неожиданностей, не говоря уже о других, более насыщенных приключениями местах. То артефакт появится, то неожиданно мутант нападет. В общем внесли атмосферу приключений, молодцы.

- Оживились и торговые отношения. Как можно заметить, цены на одни и те же виды оружия у разных торговцев значительно отличаются, что позволяет вести "планирование этого бизнеса", по сути вводится новый игровой элемент.

- Неплохо выполнено музыкальное оформление. Как достоинство - возможность выбора музыкального жанра у торговцев.

 

В заключение хочу поблагодарить авторов за огромный, бескорыстный труд, пожелав им не почивать на лаврах, а и дальше создавать новые и хорошие игры про сталкеров, творчески используя накопленный опыт.