Александр Бурьяк
Об интеллигенции
Всем известно, что есть 1) образованные люди, 2) люди, занятые умственным трудом, 3) некие интеллигенты. С пониманием первых двух феноменов больших проблем не возникает, третий же -- камень преткновения.
Дождаться от интеллигенции чёткого определения понятия "интеллигенция" невозможно, потому что чёткое определение понятий для интеллигенции не только не привычно и затруднительно, но ещё и сужает возможности зарабатывания ею на жизнь посредством производства словесной мути.
Можно считать, что интеллигенция начинается там, где кончается возможность проверять адекватность умопостроений. Что случится, если ошибётся, к примеру, врач? Пациент, возможно, умрёт. Значит, врач -- не интеллигент (во всяком случае, в рабочее время). А что случится, если ошибётся, к примеру, философ? Непосредствено -- НИЧЕГО. Опосредствованно же может, к примеру, государство развалиться. Но доказать связь этого события с болтовнёй философа будет очень затруднительно. Значит, философ -- интеллигент вполне.
Интеллигенция -- это солидарная социальная группа, состоящая из людей, которые зарабатывают на жизнь и обеспечивают своё влияние в обществе посредством производства неформальным способом и/или распространения неверифицируемых знаковых конструкций, и людей, которые воспринимают такие конструкции в значительном количестве и строят на их основе свои представления.
Если знаковые конструкции производятся формальным способом, их можно проверять на отсутствие формальных ошибок.
Если знаковые конструкции производятся на основе конкретных реальных вещей, а не других знаковых конструкций, можно сопоставлять конструкции и реальные вещи и выявлять ошибки.
Если знаковые конструкции непосредственно управляют действиями, можно судить о качестве этих конструкций по результатам действий. Если же знаковые конструкции производятся НЕФОРМАЛЬНО, НА ОСНОВЕ ДРУГИХ ЗНАКОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ и НЕ УПРАВЛЯЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ДЕЙСТВИЯМИ, они не верифицируемы относительно реальности и могут выражать совершенно не адекватные реальности представления, которые в среде интеллигенции воспринимаются, тем не менее, как адекватные, потому что не слишком противоречат другим неадекватным представлениям, расхожим в этой среде.
Получается, что интеллигенция спорит, горячится, строчит, вещает по преимуществу о своих фикциях и подтравливает этими фикциями остальное общество, выдавая их за значительные достижения мысли.
Можно говорить об интеллигенции активной (производящей и распространяющей интеллигентскую муть) и об интеллигенции пассивной (по преимуществу лишь потребляющей эту муть).
Поскольку больше привлекают внимание фикции претенциозные, яркие, парадоксальные, то кормящиеся фикциями интеллигенты зачастую намеренно подпускают в свои умопостроения соответствующей чепухи, которая только усугубляет проблему адекватности. Они поддаются, так сказать, соблазну безответственности. А если не поддаются, то попросту не удерживаются на рынке интеллигентских услуг. То есть, в принципе можно добросовестным образом производить знаковые конструкции неформально, на основе других знаковых конструкций и без управления непосредственно действиями, но ты не будешь пользоваться спросом, потому что 1) будешь запаздывать по сравнению с менее корректными авторами, 2) будешь менее ярок, чем они, 3) будешь непривычен, 4) окажешься на отшибе (менее корректные авторы не будут на тебя ссылаться, а будут ссылаться на таких же, как сами).
Разумеется, в интеллигентском словесном поносе нередко попадаются и адекватные знаковые конструкции, представляющие некоторую ценность и получающиеся хотя бы и случайно, но сложность в том, что, во-первых, выявление их требует больших усилий, во-вторых, оно является политически неверным, потому что частично реабилитирует паразитический социальный слой, нуждающийся в радикальной санации.
Производимые интеллигенцией знаковые конструкции оказывают на потребляющих их не столько информирующее, сколько ОДУРМАНИВАЮЩЕЕ действие. Существование интеллигенции обусловлено частью потребностью людей в обобщённых представлениях и в проповедях, частью наклонностью их охмуряться информацией.
* * *
Если считать культурой совокупность расхожих обобщённых представлений, то можно утверждать, что в любом обществе есть две культуры: практическая, на которой основывается жизнеобеспечение общества, и интеллигентская, паразитирующая на практической. Интеллигентская культура -- это интеллектуальный алкоголь. Творцы этой культуры -- винокуры, тогда как большинство интеллигентов её только "потребляет". Алкоголь -- "тоже еда"; им, вроде, даже "лечиться" можно, а в некоторых его разновидностях, даже витамины имеются и некоторые другие полезные вещества. Как среди алкогольных напитков есть качественное и есть "бормотуха", так и среди интеллектуального алкоголя есть градации. Интеллигенты -- "интеллектуальные алкоголики" -- потребляют по большей части интеллектуальную "бормотуху", в которой чем больше мути (аналога сивушных масел), тем больше шибания по мозгам. Как непьющему или малопьющему человеку трудно находить общие интересы с алкоголиком, так здравому интеллектуалу трудно находить общие интересы с интеллигентом.
* * *
У большинства людей, старающихся думать, мышление вязнет в массе вычурных понятий, запускаемых в оборот интеллигенцией. Интеллигенция -- вовсе не самая умная часть общества: это всего лишь часть общества, навязывающая ему свою возню со "смыслами", потому что ни с чем другим она возиться не хочет и не способна, а за "смыслами" ей легко прятать свою неспособность в них разбираться, поскольку возня эта, как правило, безответственная.
* * *
Распространение интернета имело для человечества существенные отрицательные последствия: если раньше разнообразие словесных потоков ограничивалось вместимостью бумажных средств массовой информации, должных худо-бедно окупаться, то в интернете эти потоки могут разливаться и множиться практически безгранично и бесплатно. Если в бумажных СМИ был какой-то отбор авторов, то интернет принимает ВСЕХ. Между тем, чем шире круг конкурентов, тем крикливее надо быть, чтобы тебя заметили.
* * *
Интеллигенция всегда ратует (на словах, конечно) за такое общество, в каком у неё будут более благоприятные условия для паразитирования, и всю её политическую болтовню надо оценивать именно с этой точки зрения. Поскольку интеллигенции всегда представляется, что она недопотребляет и вообще играет не ту роль, какую должна бы, она всегда ноет о перенебрежении к подлинной культуре, старается прибиться к власти, а если это не удаётся, то подбивает честных людей на антигосударственную деятельность. Интеллигентских фикций нагромождается необъятное множество, так что разбираться с каждой из них даже в какой-то узкой области практически нет возможности, и лучше отметать их целиком: отсеивать по признаку происхождения их из слоя интеллигенции. Везде, где скапливается эта фонтанирующая красивыми словами мразь, начинаются большие проблемы. Везде, где эту мразь отодвигают подальше, начинаются большие успехи. В России частичное избавление от "старой интеллигенции" в 1920-х, 1930-х гг. позволило оживить науку, литературу, создать атомный реактор, прорваться в космос, наконец, стать сверхдержавой. Распад СССР был следствием того, что накопилась новая интеллигенция и своей мутью в значительной степени ослабила способность общества думать. В Германии 1930-х отодвигание и частичное репрессирование интеллигенции позволило выстроить одно из самых боеспособных обществ в истории и осуществить рывок в ряде технических областей. Когда дело доходит до разборок с болтливыми интеллигентами, их репрессируют скопом, как класс, потому что оценивать особенности мозгового мусора каждого из них в отдельности -- это практически невозможно. Устанавливаются некоторые признаки интеллектуального выродка и далее выметаются все, кто под эти признаки попадают.
* * *
Человек может в рабочее время заниматься вполне корректной умственной деятельностью, но отдаваться интеллигентской мути в нерабочее время. Приверженность этой мути обычно сказывается на профессиональной неинтеллигентской деятельности более или менее отрицательно. Интеллигенты локализуются по большей части в безответственных интеллектуальных профессиях. Ответственность -- это когда действия некоторым образом прове- ряются и в случае выявления слишком больших и/или слишком многочисленных ошибок следует урезание дохода, понижение в должности, увольнение или даже уголовное наказание. Безответственность -- это когда делаешь то, что проверить затруднительно или за что не получишь наказания, даже если выявится ошибочность действий. Отряды интеллигенции: 1) творческая интеллигенция: писатели, поэты, литературные критики, газетные репортёры, публицисты и т. п; 2) преподающая интеллигенция; 3) политиканствующая интеллигенция: активисты всяких партий; 4) комитетствующая интеллигенция: организаторы всяких символических мероприятий, координаторы всяких программ, представители всяких международных организаций; 5) церковная интеллигенция. В среде творческой интеллигенции на одного добросовестно и качественно работающего интеллектуала приходится двадцать имитаторов, путанников, образованных дураков, которые только болтаются у него под ногами и мешают пристраивать его творческий продукт. Посредственностями среди них являются только образованные дураки, тогда как имитаторы и путанники могут быть технически изощрёнными авторами. Как невозможно приставить ни к какому ответственному делу опустившегося алкоголика, так невозможно приставить ни к какому ответственному делу болтающего интеллигента: он будет торчать в интернете, отвлекать коллег на посторонние дискуссии, раздувать какие-нибудь частности, становиться в красивые позы, читать лекции про жидомасонов, инопланетян, психотронное оружие, тайны египетских пирамид, туринскую плащаницу и т. п., а главное -- при первой возможности сбежит в какой-нибудь интеллигентский "центр", где вместе с себе подобными сможет кормиться именно болтовнёй.
* * *
Интеллигенция любит примазываться к успехам интеллектуалов, занятых практической деятельностью (выдавать их достижения за достижения культурного слоя вообще), хотя на самом деле она не только не помогает им, но даже мешает -- оттягиванием на себя внимамния и ресурсов.
* * *
С интеллигентами та же проблема, что и с алкоголиками: для оздоровления общества надо их куда-то отправлять, откуда они уже не смогут вонять своими размышлизмами. Заниматься полезным интеллектуальным трудом большинство активных интеллигентов не хочет и не в состоянии, заниматься неинтеллектуальным трудом -- тем более. Если просто закрывать их кормушки, начинаются вопли о гонениях на культуру, свободу слова, общественые организации и т. п. Обычно власти подкупают часть интеллигенции, чтобы та разглагольствовала в их пользу. Это позволяет кое-как удерживать бразды правления, но не позволяет решать сложные проблемы общества, потому его что мыслительная способность стопорится обильной интеллигентской болтовнёй. Великие практики -- Ленин, Сталин, Гитлер и др. -- знали цену интеллигентов и не очень с ними церемонились. Если ситуация не позволяет прибегнуть к массовым репрессиям в отношении интеллигенции, нейтрализация её охмуряющего воздействия становится делом большой сложности. Получается замкнутый круг, который сам собой разорвётся только в случае катастрофы. Чтобы справиться с этой сложностью, надо для начала чётко осознать, что активный интеллигент -- это, как правило, социальный паразит (халтурщик мысли, в лучшем случае образованный дурак или путанник), который, эксплуатируя своё сходство со здравыми интеллектуалами, подрывает способность общества к умственной деятельности, а значит, наносит ущерб и всем прочим способностям общества.
* * *
Очень критичным было отношение к российской интеллигенции у А. П. Чехова:
"Под флагом науки, искусства и угнетаемого свободомыслия, -- пишет он Плещееву, -- у нас на Руси будут царить такие жабы и крокодилы, каких не знавала даже Испания во времена инквизиции. Вот Вы увидите! Узость, большие претензии, чрезмерное самолюбие и полное отсутствие литературной и общественной совести сделают своё дело. Все эти Гольцевы и Ко. напустят такой духоты, что всякому свежему человеку литература опротивеет, как чёрт знает что, а всякому шарлатану и волку в овечьей шкуре будет где лгать, лицемерить и умирать 'с честью'." (Бердников Г. П. "Чехов", стр. 156)
По поводу интеллигентских претензий на то, чтобы считаться самым правильным и самым обнадёживающим слоем общества Чехов ввысказался так: "Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах... Фарисейство, тупоумие и произвол царят не в одних только купеческих домах и кутузках; я вижу их в науке, в литературе, среди молодёжи... Потому я одинаково не питаю особого пристрастия ни к жандармам, ни к мясникам, ни к учёным, ни к писателям, ни к молодёжи. Фирму и ярлык я считаю предрассудком." (там же, стр. 178 )
О французском литераторе Бурже и ему подобных Чехов выразился следующим образом: "...они заставляют Францию вырождаться, а в России они помогают дьяволу размножать слизняков и мокриц, которых мы называем интел- лигентами." (там же, стр. 225)
Бесконечно и безответственно болтающей интеллигентской шушере Чехов противопоставлял людей типа Н. М. Пржевальского -- исследо- вателя Центральной Азии: "Их личности -- это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешёвые диссертации, развратничающих во имя отрицания жизни и лгущих ради куска хлеба, что, кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов, есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели." (там же, стр. 174)
Бердников Г. П. "Чехов", М., "Молодая гвардия", 1978.