Аватар, рецензия от Свертыша

Давайте ознакомимся с рецензией, с которой все началось (с небольшим сокращением оффтопов).

***

Ненависть к людям — одно из важнейших эмоциональных внушений, на которые нацелен фильм. И оно превосходно срабатывает, о чем тут и там рапортуют сами благодарные зрители. Вот, например, один из таких отчетов: «после этого фильма начинаешь ненавидеть людей». Да чего там говорить, когда меня и в реале ближайшие знакомые после просмотра этого фильма убеждали в том, что люди — злы, козлы и мрази. А синерылые хвостатики — вот кто шарит, благороден и человечен.

Что ж. Похожее мы уже проходили. …и раньше нам показывали неких «других», которые гораздо человечнее и достойнее обычных людей. Например, такова была кинолента «Горбатая гора», повествующая трогательную историю двух пидарасов. Те двое были и менее эгоистичные, и более чуткие, и более порядочные, и даже более мужественные, чем окружающие их черствые, грубые и бездушные натуралы, не желающие приобщиться к высокому. И чувства у чудесных пидарасов были не чета простому быдлу. Любовь их была чиста как утренняя роса, светла как лик младенца, тепла как весеннее солнце, и радостна как смех играющей детворы. Вот какая у главных героев была любовь! И, кстати говоря, полюблять друг друга в пердак они предпочитали на природе, с которой хорошо умели жить в гармонии (чего противные натуралы, разумеется, не умели).

Надо сказать, что первая часть «Горбатой горы», про пидарасов, взяла три оскара и еще другие престижные награды. Вторая часть «Горы», про зоофила-предателя — «Аватар» то есть — наверняка возьмет больше. Дальше логично снять фильм про зоофила-пидараса и забрать вообще все награды. Потому что уродолюбие и слезы по извращенцам очень ценятся искусствоведами и прочими представителями богемной тусовки. Они ж себя мнят прогрессивными гуманистами. И других хотят к прогрессивному гуманизму приобщить.

Но не будем пока заглядывать в будущее, а рассмотрим настоящее. Итак, одна из главных целей фильма — посеять ненависть к человеку как виду; нелюдь же, напротив, представить гораздо более человечной и заслуживающей участия. Первую половину задачи решить несложно: достаточно предъявить тенденциозную выборку людей и подать их тенденциозно же.

Почти сразу после этого нам демонстрируют разных случайных людей, соревнующихся в кощунстве и бессердечии. Главному героину, инвалиду в коляске, грубо хамят. Откровенно потешаются над его инвалидностью. В общем, дрянь людишки, да. И они все такие. Кто-то похуже, кто-то получше, но даже положительные герои фильма не вызывают симпатии, а скорее неприятны. Кто там у них?

Заносчивая и сварливая дура-ученая, постоянно дымящая табачищем. Людей Грэйс явно недолюбливает, если не презирает. Любит растения. Яростно дрочит на местных синерылых хвостатиков.

Вторая — туповатая бой-баба, которая свой в доску мужик. Такая вместо того, чтобы предаться с тобой нежности, лучше будет проверять, у кого из вас крепче яйца.

Ассистенты дуры-ученой — два невнятных мужебабоида-задрота.

Из положительных людей (за исключением Джейка Салли, его пока не берем) все характерные мужские качества представлены в бабах. Есть, конечно, в фильме мужики с вполне себе мужскими типажами, но сценарий предписал им быть отрицательными героями. Среди плохих людей мужебабоидов не замечено, кстати говоря. Получается, чтобы быть хорошим, человеку мужского пола непременно надо быть мужебабоидом. Точно в фильме есть феминизм. Но хрен с ним. Посмотрим теперь на отрицательных людей. Уж если положительные-то не вызывают симпатии, то отрицательные просто обязаны вызывать неприязнь. Они никакие не мужебабоиды, вполне нормальные мужики, но выставленные жутко отрицательными. Кто там у них?

А у них директор Сэлфридж — человек, помешанный на деньгах и прибыли, а все остальное ему до фонаря, срать он хотел на все, кроме выгоды — вот такой он беспринципный. Хотя, если разобраться, на Сэлфриджа возложена большая ответственность, которую он, между прочим, хорошо осознает и не пытается отлынивать или мухлевать. От него требуется принятие сложных решений и он их принимает, а не жует сопли. Принимает взвешенно, учитывая по возможности интересы всех сторон, кучу разнообразных аспектов. Горячку не порет, сплеча не рубит. По-видимому, хороший управленец. Но все равно он сука и корень всего зла, потому что так показывает фильм. А уж фильм на эмоциональную сферу человека воздействует бесподобно. Как-никак, это вам Джеймс Кэмерон, а не Федор Бондарчук.

Полковник Куорич — главный злодей, томимый жаждой крови. Утративший вменяемость солдафон, руки которого так и тянутся сами к оружию, а губы дрожат от нетерпения выкрикнуть вожделенный приказ: «Убивайте!». Но мне он показался хладнокровным и уравновешенным человеком, при этом решительным, конечно. Случись война, я бы хотел, чтобы моим командиром был именно такой человек, а не желеобразный поклонник общечеловеческих (или общевидовых, как в фильме) ценностей. Вот показалось мне так, что Куорич к подчиненным строг, может и заслуженный подзатыльник отвесить, но уж если понадобится, он за своих подчиненных будет глотки грызть. Таким и должен быть командир, не так ли?

Я вот сейчас вспомнил Юрия Буданова. Он тоже был полковником. Его осудили за то, что он задушил собственными руками чеченскую снайпершу, которая погубила не одного русского солдата. Типа неоправданную жестокость проявил полковник. Общечеловеческие СМИ выставили его на весь мир злодеем-душегубцем. И мало кто вспоминает, сколько он спас жизней. Нет, лучше поплачем по милым чеченцам, это же так общечеловечно.

Вот и Куорича фильм выставил чокнутым мясником. Большинство зрителей именно помешанного мясника в нем и видит.

Ну, с людьми-то все было сделать нетрудно. Но вот как показать благородной и человечной духовность нелюди? Чтобы человеческий зритель проникся, принял сторону нелюди, увидел бы в ней мудрых пастырей и образец для подражания, на который хочется быть похожим? В произвольной постановке такую задачу решить по-честному не под силу даже Кэмерону.

Ну, вот, скажем, есть некий условный древесный калоед, но духовный-предуховный. Да какой бы он там духовный ни был, не захочет зритель быть на него похожим. Потому что это банально западло — быть похожим на калоеда. Это гадко и мерзко, и идет он в болото, засунув свою богатую духовность себе в жопу.

Так что по-честному — фиг. Но можно смошенничать и пойти на подлог, благо сделать это довольно легко. Оно, конечно, мошенничать — не самое похвальное дело. Но это если речь не идет о насаждении толерантности и прогрессивного гуманизма. Ибо для такой цели хороши любые средства. Вот Кэмерон и смошенничал. А какой у него был выбор?! Только вовсе не снимать данную киноленту, снять какую-нибудь другую. А как же пропаганда толерантности? Нееет, нельзя от нее отказываться! Стало быть, вопрос решенный — мошенничать, да.

А это значит — вместо истинной нелюди подсунуть человека, желательно усовершенствованного, сверхчеловека, уберменша, но зрителю втемяшить в башку, что это именно нелюдь. Психика человека не станет отторгать человеческие формы, но сознание усвоит понимание того, что перед ним нелюдь. В итоге естественное человеческое желание быть совершеннее режиссер выдает за солидаризацию зрителя с нелюдью. (Наглядная иллюстрация, как действует суггестия — W.)

Вы посмотрите на этих синерылых. Это разумные существа, возникшие вроде как независимо из местной фауны. Но при этом совершенно случайно так вышло, что внешность синерылых нахально и беспардонно повторяет внешность людей. У баб ихних даже такие же сиськи! Обалдеть! Размер, правда, у сисек невелик, но где-то полуторный. Сисек тоже две, между прочим, как и у человеческих женщин. Почему их две? Почему не больше?! Это же вроде как люди-кошки, не так ли?! Сколько там у кошек сосков, никто мне не напомнит? Так почему же у синерылых самок две сиськи, а не восемь? Все очень просто: восемь развесистых сисек отпугивали бы зрителя, вызывали бы у него отвращение и отсутствие всякого желания сопереживать синерылым ублюдкам. Наоборот, у зрителя возникло бы столь ненужное режиссеру желание уничтожить мерзкого мутанта. Совершенно естественная реакция человеческой психики на урода, между прочим. Но режиссер-то ровно противоположной реакции от зрителя желает, вот потому и сисек две. По этой же причине, кстати говоря, и пола у синерылых два. Будь они однополые гермафродиты-пидарасы, зритель бы, скорее всего, таких не возлюбил бы. (Ту же «Горбатую гору» возлюбили лишь критики, зрителям, за исключением понятных меньшинств — сексуальных и либерастических — ее навязывали как некий шедевр, поэтому и обвешали наградами — W.)

И, понятное дело, поведение и все повадки у синерылых тоже человеческие. Синерылые совершенно по-человечески проявляют свои эмоции. Они тоже улыбаются и делают это совершенно по-человечески. Они, оказывается, тоже плачут, заливаясь слезами. При брачевании они совершенно по-человечески целуются (поцелуй — обычай далеко не всех этносов, но характерен для современного цивилизованного общества, которое и является целью суггестии фильма — W.). Но больше всего меня ошарашило то, что они по-человечески смеются. Не то, что они делают это по-человечески, а то, что они вообще это делают. Трудно себе вообразить, чтобы столь странная физиологическая реакция на определенные эмоции — непроизвольное судорожное сокращение диафрагмы — в точности независимо воспроизвелась на другой планете. Это невероятно. Но зрителям-то нравится, и это главное! Помните, что я говорил про мошенничество? Вот то-то.

А в итоге что? В итоге на эмоциональном уровне зритель воспринимает синерылых не как нелюдь, а как будто это люди, просто измазались в синей краске. Мэл Гибсон же себя выкрасил один раз в синее. Вот и эти, значит, повторяют звездный трюк.

Извозюкавшиеся в синем человечки, которые прицепили себе хвосты и корчат мордочки. Но это еще не все. У всех мужчин — стройные фигуры гимнастов. У всех женщин — фигура Лары Крофт, только вытянутая в рост и с маленькими сиськами. Круглые такие попочки. Среди синерылых нет некрасивых. Вы видели у них хоть одну жирную бабу? Хоть один целлюлит видели? А у мужиков хоть одно пивное пузо? Такого нет. Ноги там тоже ни у кого не воняют — я гарантирую это. Они все там хоть и в джунглях живут, но не знают грибков и кожных паразитов, потому что это не вписалось бы в романтическую картину их мира, так-то. Синерылые все красивы и идеальны.

И на закуску эта трогательная фраза, которую они все время говорят — «Я тебя вижу». Попробуй таких милашек не полюби.

Но ведь зритель запросто может заподозрить такую игру режиссера и перестанет ему верить, а это недопустимо. Тут на помощь приходят спецэффекты. Зрителя постоянно ошарашивают буйством красок, ошеломляют пышными красотами и регулярно удивляют инопланетной фауной и флорой — чтобы он не успел ни о чем подумать.

При этом, согласно канонам психологии, прежде чем начать разворачивать трагический сюжет, Кэмерон показывает и показывает синерылых в их обычной жизни. Чтобы зритель к ним привык.

С помощью всех описанных психологических манипуляций он своего эффекта добивается. Превосходно добивается. Я-то поначалу, когда еще не посмотрел фильм, удивлялся тому, как он действует на людей. Стоило мне высказать по отношению к фильму неодобрительный скепсис, как в глазах у них появлялся яростный огонь и лютая ненависть. Знаете, у меня возникло впечатление, что посмотревшие фильм если и не готовы за синерылых хвостатиков меня убить, то уж морду-то мне за них набить готовы вполне. И пофиг, что я старый друг, а синерылых чурок даже не существует. И ведь неглупые люди, а так реагируют. Вот так вот кино «Аватар» гипнотизирует зрителей, незаметно приобщая их к тлетворной идеологии.

Зритель проникается презрением к людям, полюбляет синерылых и хочет быть с ними против людей. Зачем это делается? А это на целую ступень поднимает пропаганду толерантности. Главный принцип толерантности гласит, что нет людей своих и чужих, но есть люди хорошие и плохие. Причем хорошие или плохие люди могут быть любой национальности, так что в этом смысле национальности перестают иметь значение, становятся как бы все одинаковые. Кэмерон же перевел эту идею на один уровень вверх. Теперь не важно не только какой ты национальности, но и какого ты биологического вида. Даже на таком уровне нет своих и чужих, но есть лишь хорошие и плохие. А уж если на межвидовом уровне так, то на межчеловеческом и подавно.

Надо понимать фундаментальное различие этих двух систем координат. Система «свой/чужой» задает для всех членов группы внешне заданный единый для всей группы ориентир, причем стабильный. В итоге группа действует согласованно к своей общей пользе. Система «хороший/плохой» не задает внешнего стабильного ориентира, потому что у разных людей разные шкалы того, что хорошо, что плохо. К тому же эти шкалы могут меняться со временем. Добавьте к этому то, что для того, чтобы определить принадлежность человека к хорошим или плохим, требуется время, зачастую длительное. Присовокупите сюда, что хорошим можно притворяться. В итоге некогда группа распадается на самостоятельно действующих блуждающих индивидов. Сегодня такой индивид с этими, завтра с теми. Понятно, что солидарное общество представляет собою большую силу. Атомизированное же — легко контролируемую массу уникальных индивидов. Кому такая атомизация нужна — это вопрос отдельный. Считайте, что тем, кто всю эту массу доит. Любые естественно существующие группы граждан желательно расформировать, любые же процессы самоорганизации в обществе и создания новых объединений нужно гасить в зародыше. Пусть каждый стремится к индивидуальному потреблению, а не к достижению групповых интересов, которые примут еще политический характер. Ну, вот как-то так. Вот и Кэмерон полил водички на эту мельницу, сняв свою апологию предательства.

Тут самое время поговорить о главном героине. Джейк Салли. На его примере максимально выпукло и доходчиво показывается, как отличать хорошее от плохого и выбирать хорошее. Ведь хорошие — это кто? Это те, с кем тебе хорошо. А Джейку Салли с кем лучше? В инвалидной коляске с людьми или физически полноценным дикарем рассекать на дыроконах? Да он за такие покатушки своих бывших сослуживцев перестрелял на хрен. Но ничего плохого же он не сделал, не так ли? Он же был за хороших против плохих. Развязал ненужную войну, когда все вроде уже утряслось (ведь дикарям действительно было куда переехать — они живут на деревьях, а вокруг именно одни деревья). Зачем? А иначе бы больше не полетал на дыроконах, да и синерылая сучка больше не дала бы вдуть себе под хвост. А бедняга Джейк был пристрастившимся зоофилом, как мы помним. Нет, понятное дело, что в кино его зоофилия представлена как красивая любовь, во что особенно хочется верить барышням. Любовь — что за дрянь в наше время ею только не называют, что за гадости ею не оправдывают.

В общем, какая там сильная у него ни была любовь, та любовь была зоофильская. Но главное, что ему самому нравилось. Хорошо ему от этого делалось. А с кем хорошо, те и хорошие.

Надо сказать, что, будучи все время с хорошими ты не изменяешь своим принципам. Вот сегодня Джейку хорошо с синерылыми, он воюет за них против плохих людей. Завтра будет ему хорошо с желтопузыми, которые враги синерылых, и что тогда? А никаких угрызений, ведь теперь хорошие — это желтопузые, а синерылые — уже плохие, так что Джейк снова за хороших против плохих, опять верен своим идеалам и многих за них убил. Что за молодец парень!

Вы обратили внимание, что такой принцип есть брат-близнец озарения главного героина, когда он сформулировал «Если у кого-то есть то, что тебе нужно, объявляешь его врагом, а потом спокойно грабишь!». Братишка-близнец этого принципа звучал бы так: «Если тебе надо кого-то предать, объявляешь его плохим и предаешь!».

В общем, шкурные личные интересы — вот что решает в определении хороших и плохих. Что там еще в фильме-то было хорошо? А-а-а, цивилизация и прогресс — плохо, а быть синерылым хвостатиком и жить в гармонии с природой — хорошо.

Правда, в фильме не показывается, что жопу подтирать приходится в лучшем случае лопухом, а то и камушком. Да и вообще в реальности, а не в трогательной сказке, жизнь в гармонии с природой означает постоянное выживание, потому что природа безжалостна и беспощадна к тем, кто живет с ней в гармонии. Цивилизация так и возникла — чтобы уйти от невыносимого жития в гармонии с природой. Так что хвалебная песнь мудрости нави — все равно что песнь пещерным неандертальцам. Нет в этом никакой мудрости, а есть лишь немощность.

А что там, в фильме, было плохо? Добывать минерал ценою 20 миллионов долларов за килограмм. Зритель-то воспринимает эту добычу только как погоню за деньгами, что фильм ему и вдалбливает. Типа ничего, кроме алчности, в такой добыче нет. На такое восприятие, я полагаю, серьезно накладываются реалии нынешней россиянской федерашки. Потому что 20 миллионов долларов за килограмм — огромные деньги. Огромные деньги у людей в россиянии ассоциируются с олигархами, а олигархи — с просиранием деньжищ на блядей по куршавелям. Народ такое совершенно справедливо ненавидит.

В фильме же показано, что унобтаниум является сверхпроводником при комнатной температуре. Такой материал открывал бы поистине колоссальные возможности. Его применение позволило бы двинуть весь технический прогресс на новый уровень. Для этого же надо срубить целое дерево на планете Пандора, а там этих деревьев очень мало — всего-то триллион. Срать на подыхающих людей, гораздо страшнее огорчить срубленным деревом пару сотен синерылых хвостатиков — вот это была бы подлинная трагедия. Так что Джейк Салли все правильно сделал. Повел хороших нави войной на плохих людей.

***

Далее у Свертыша идут рассуждения о подозрительности легкой победы аборигенов, о ТТХ бронежилетов и вертолетов, как-то слишком легко пробиваемых стрелами и разламываемых местной фауной. Это уже не суть важно.

Важна именно что суггестия фильма — и тут я полностью согласен с вышенаписанным. Честно говоря, я бы не стал писать весь этот немалый текст, если бы не странный феномен.

Я в свою френдленту в ЖЖ народ более-менее отбираю, и дураков, легко поддающихся внушению, там найти сложно. Вы не представляете, насколько я был удивлен, когда мне писали комментарии вида «нет тут глубокого смысла, все на поверхности, и вовсе нет предательства». Свертыш, кстати, тоже этому удивлялся, и я его понимаю.

Как верно написал rulaf2, почитав обсуждение у меня в ЖЖ: «Я вижу, тут некоторые товарищи девственно чисты и наивны, не в курсе стандартных манипулятивных приемов».