Джагг

По терминологии. Империя и ымперия

Ымперия. Слово это я подцепил у pioneer_lj. Ибо согласен с тезисом — неназванной вещи не существует. Скажем, в тот словарик терминов националистического дискурса, который сейчас полнится не скажу пока где (ничего личного — просто морального права не имею), я уже занёс выцепленный у burmenk'а термин интернацизм со своим разъяснением (под катом есть) — ибо некоторые концепции, которыми ксеноманы оправдывают русоцид, называются интернационализмом, но не являются таковым. Мимикрия, ага. Интернационализм — вполне почтенная и для многого годная концепция; лезть на неё — что дон Кихоту на ветряную мельницу. Визгу много, шерсти мало. А вот выцепить замаскировавшийся интернационализмом интернацизм, назвать его и сосчитать — дело достойное и правильное.

Те же дела для термина ымперия. Ошарить хайло и, размахивая саблей, огульно дезавуировать имперские идеи также есть занятие сомнительных полезности и удачности. Ибо имперские идеи — штука древняя, почтенная и полезная, а оттого неодолимая. Но выделить из всего спектра имперских идей и воплощений таковых идеи и воплощения, для русских вредные, и "загвоздить скурдельную врань" — надо. И в первую очередь для этого нужны понятные и уникальные слова. А то прочтёшь что-нибудь про "либеральную империю" или "энергетическую сверхдержаву" и понимаешь — бить за такое надо, но вот куда?

Итак, что такое империя? Это решение средствами государственного управления проблемы общежития различных этносов, причём без самоцели навязывания какому-либо из этих этносов иной идентичности. Все остальные признаки — крем на торте, ситуационны и исторически изменчивы.

Поясню граничное условие. Можно научить варвара а) читать, б) прилично одеваться и в) не срать в парадном. Но это делается для того, чтобы а) варвар мог прочесть и понять торговый контракт, а позднее не устраивать из-за него драку, б) чтобы варвар не тряс своими прелестями перед жёнами и дочерьми цивилизованных людей, в) чтобы в парадном не злоухало. Империя не учит варвара всему этому только затем, чтобы "варвар стал имперцем". Станет в результате обучения — флаг в руки. Не станет — ну и ладно.

Ымперия — это решение средствами государственного управления проблемы общежития различных этносов, отягощённое самоцелью форсирования какой-либо идентичности на какие-либо из этих этносов. Как только обязательным условием деятельности некоторого государства в эмпирически многонациональной среде становится инсталляция в ней какого-то мировоззрения (либерального, коммунистического, советского, русского, татарского, западенского, россиянского, нефтегазодобывающего, антифашистского), это государство становится ымперией.

Поясняю. Для того, чтобы идентичность форсировать — её надо сформулировать. Сформулировать идентичность можно — хотя бы на основе экспериментов (как поступит представитель этноса А в ситуации Б, и в чём отличие его поступка от поступка представителя этноса В). Но формулировка будет столь объёмна, что её невозможно будет пропихнуть ни по каналам информационной обработки населения, ни по каналам системы управления. Форсировать идентичность в ымперии обязательно. Следовательно, что начнётся?.. правильно, упрощенчество. А упростить формулировку навязываемой идентичности — значит изменить саму навязываемую идентичность.

Я русский. Мне что-то не хочется, чтобы меня бывший парторг учил, как быть русским (или европейцем, хех), или чтобы по телевизору мелькало нечто вроде "закажите сегодня! Книга "Как стать русским за пять лёгких уроков"!" Ибо и парторг будет нести херню по методичке, и сама методичка, заказанная из телевизора, будет хернёй. А уж как мне вести себя с варваром, пусть и благонамеренным, но всерьёз считающим, что он научился быть таким же, как я... у него, может, и справка соответствующая есть...

Замечу на полях, что упрощённая и препарированная в целях форсирования государством на население русская идентичность со множеством лакун и есть идентичность россиянская. Большое спасибо, обойдусь как-нибудь.

Абсолютно то же самое касается упрощения идентичности советской, европейской и т.п., как бы я к ним изначально ни относился.

Более того. Упрощенчество как раз и скипует научение варвара прилично одеваться и не срать в парадном. Ибо государство, бюрократия заинтересованы в первую голову не в настройке правильных взаимоотношений между людьми, а в обеспечении лояльности себе, любимым. И если они будут по обязанности заниматься обучением варвара, они научат его давать взятки платить налоги, но не научат не орать в публичных местах, как у себя в горах, и не научат мыть руки. Ибо научение последнему не окупается и плохо годится для обеспечения отчётности. Если, конечно, нет опасности эпидемий, которые сокращают число взяткодателей налогоплательщиков.

Из вышесказанного, кстати, следует, что империя, в отличие от ымперии, не может быть целью. Империя всегда является только средством достижения внешних или внутренних целей. Нормальный имперец повинен сознавать, что со временем его империя станет не нужна, когда эти цели будут достигнуты. В то время, как в ымперии то самое навязывание идентичности со временем обязательно становится единственным стимулом к её существованию. Спросите бла-анамеренного единоросса, зачем нужна РФ: могу спорить, он Вам ответит в конце концов, что для того, чтобы из каждого нового поколения людей делать антифашиствующих россиян. Другой пример — США, навязывающие человечеству "демократические ценности".

Империя, товарищи, это "Заплати налоги и спи спокойно. Да, вон там на пригорке ещё школа, в ней на совесть учат таблице умножения, интегральному исчислению и мытью рук. Не хочешь, не ходи. Если от самосознания ударишь кого-нибудь, кто говорит по-русски, тебе будет бо-бо. А у нас тут дела."

Теперь о "советских имперцах", с которыми тот же pioneer_lj самозабвенно собачится. Дело в том, что они, увы, в массе своей деградировали. Был такой Сталин, он полагал, что знает, куда идёт мир, на полном серьёзе считал, что неизбежно торжество мирового коммунизма, а в фантастике его поры люди будущего говорили на смеси русского и латыни. То есть сталинская советская империя при всех её ымперских завихах могла оправдаться проектом, для которого была нужна. Она не была ымперией именно потому, что её существование не было самоцелью и подразумевалось конечным. В Мирах Полдня (и АБСовских, и всех остальных, раньших и более поздних) СССР нет.

Проблема нынешних "советских имперцев" в том, что они зачастую полагают, будто новое издание советской империи хорошо само по себе, без достижения с её помощью целей, важных здесь и сейчас. Просто устройство для производства советских людей, которые те же россияне, только в профиль.

Я понимаю, выкопать труп советской империи и заставить его, скажем, подмести мусор в окрУге. Я понимаю, пугать и кусать врагов этим трупом. Или слушать, как он делится мудростью. Но просто оставить его в своей комнате, потому что привыкли, и продолжить коноёбиться в прежнем стиле... Зачем? Ради ощущения величия? Так оно, как и разруха, в голове, а не на страницах "Нью-Йорк Таймс".

Пока всё по этому вопросу.

 

P.S. Формулировку определения "ымперии" я ещё буду уточнять, применяя её к частному случаю, в котором мы с вами обитаем. Ах да, обещал же ещё формулировку "интернацизма"...

Интернацизм — злокачественная вариация концепции интернационализма, которая используется в политической практике исключительно для решения задачи прямого или опосредованного подавления национального самосознания некоторого этноса.

Интернацизм как доктрина отличается от интернационализма тем, что в отношении этноса, являющегося целью интернацистских практик, снимаются запреты на биологизацию его культуры и на негативное сравнение с иными этносами. Интернацистские практики включают в себя мероприятия, направленные на ущемление некоторого этноса через постановку его в униженное, подчинённое положение как к другим этническим, так и к социальным группам. В публичной политике интернацисты обычно мимикрируют под интернационалистов.

Примеры интернацистских практик: "борьба с великорусским шовинизмом" после Октябрьской революции, "денацификация" побеждённой во Второй Мировой войне Германии, подавление национального самосознания русских в РФ, демонизация сербов в мировых СМИ при решении косовского вопроса.

В защиту Империи от Ымперии

Вроде бы в очередной высказался по Империи, причём недавно. Продолжение и повторение темы уже решил отложить до весеннего обострения. А вот хрен. И ночью при луне мне нет покоя, зачем вы потревожили меня... Ходишь по ЖЖ, смотришь. И натыкаешься на идеи типа "отдельные индивиды не понимают, что Сила Империи в многонациональности, а не титульной нации". Читаешь и в голове выстраивается фраза вроде: из-за таких ымперцев нас, имперцев, ненавидят. После чего тянет проповедовать, даже повторяясь.

Ниже следует лекция по имперским распоняткам в моём, не претендующем на последнюю инстанцию, понимании.

"В вихре яростных атак не расквась себе пятак!"
(приписывается Горлуму)

Итак, товарищи. Империя — это воплощение некоторого универсального принципа в разнородной (гетерогенной и анизотропной) человеческой среде. В аспекте общежития Империей является любая политическая сущность, существующая за счёт воплощения этого самого принципа в этой самой среде. Да, достаточно часто она проявляется как "многонациональное государство". Но не всегда, а только тогда, когда под разнородностью среды понимается всего лишь разное этническое самоопределение подданных только этого государства. В качестве альтернативного примера Империи могу привести совокупность европейских католических государств в Средние века. Имперские — универсальные —принципы здесь поддерживались не местной светской властью, а Римской церквью, не особенно лезшей за титулами.

Однако разнородность среды только этнической разностью подданных не исчерпывается. Подданные могут принадлежать к одному этносу, но различие в их идентичностях будет достаточно большим, чтобы государство, сумевшее организовать их, было Империей.

Держитесь за стулья, товарищи: последовательно либеральное государство, даже моноэтническое, обязательно будет Империей. Почему? А потому, что в последовательно либеральном государстве всё население будет суммой меньшинств: сексуальных, религиозных, идеологических. Чем больше Вы даёте подданному такого либерального государства свободы для самоопределения, тем дальше будут расходиться устойчивые идентичности меньшинств, в которые эти подданные соберутся.

И общие принципы, — ага-ага, свобода, рынок, права человека— на которых коловращение меньшинств может быть собрано воедино для организации устойчивого общежития, естественно становятся имперскими принципами, они без какого-то внутреннего сопротивления транслируются вовне и прибирают всё новые территории с их населением в сферу своего влияния, которая во благовремении может быть оформлена и протокольно.

Поясняю. Вы можете учить "российской духовности" и "суверенной демократии" бельгийца или там новозеландца? Да Вы будете выглядеть идиотом даже в собственных глазах, не говоря уже о глазах обучаемых. А вот у них с поучениями нас о "свободе" и "демократии" препятствий нет, потому что это стало имперскими принципами, на которых вполне естественно собирается, скажем, ЕС. И даже если послать бельгийца и новозеландца с их поучениями подальше, они сочтут именно вас грубияном, а не себя дураками. Вот она, Империя, где, как бы там они сами от этого слова ни плевались.

Когда Империю понимают как муляжи ракет на Красной площади или благостную лыбу Государя-Императора, целующего икону — это уже не Империя, это Ымперия. То, как будет выглядеть Империя, зависит от принципов, которые в ней воплощены, и от среды, в которой они преследуются: внешние признаки Империи, сколь бы блистательны они ни были, не есть суть Империи, а скорее случайные следствия её реализации — конкретной, товарищи, неповторимой реализации. В одну и ту же Империю, как и в реку, дважды не войти.

Возвращаясь к "многонациональности", то бишь к разнородности среды. Разнородность среды есть источник сопротивления воплощению тех или иных принципов, разнородность как раз противостоит их воплощению, а не поощряет его. Она служит своего рода тестом на универсальность имперского принципа; представляется тренировочным полем, на котором улучшается сила и избирательность его, принципа, воплощения.

Представьте себе. Человек толкает гирю, качает мышцы. Он качает мышцы для того, чтобы нравиться девушкам и меньше болеть. Он может качать мышцы только тогда, когда ест достаточно, чтобы наращивать мышечную массу — а иначе он умрёт. Человек качает мышцы через преодоление силы тяжести, связанной с этой гирей. Гиря не является источником силы человека, гиря не является обязательным признаком сильного человека, гиря не является целью накачивания мышц, наличие гири не накладывает обязательств её толкать. И даже незаменимым средством накачивания мышц гиря тоже не является. Вот то же и с многонациональностью. Ни к какой Империи она не обязывает, и при её создании только мешает; Империя создаётся через отрицание и преодоление, а не через поклонение многонациональности и ублажение таковой.

Объявить многонациональность источником Силы Империи — всё равно, что назвать спидометр двигателем автомашины.

Ещё одним заблуждением, каким вымощены дороги от имперства к ымперству, является убеждение в том, что Империя представляет собой продукт политикования и правительственных решений; долгих и тонких, высокоумных калькуляций "не для простого народа".

Империя, товарищи, равно как и терроризм, равно как и разруха — не в клозетах, а в головах.

Вспомним создание Советского Союза. Что было у красных? Вооружённая сила? Огромная, плохо обученная и ещё хуже управляемая масса, которую — заметьте! — держали в повиновении не легитимное военное принуждение, а лозунги. Были ли у красных толковые администраторы, обученные чиновники? Да, были, та малая доля, которая не успела убежать, не была расстреляна и не занималась саботажем — были в количестве, несравнимом со штатным расписанием Российской Империи. Денег у красных тоже не было. Присутствовала огромная куча проблем, внешних и внутренних. И тем не менее, Советская Империя состоялась — о благости или плохизне её принципов в долговременной перспективе сейчас не говорю. Важно то, что красные именно и только через распространение принципов, оказавшихся универсальными на тот момент и выраженных в тогдашних хитах типа "земля — крестьянам", вернули Москве контроль над окраинами, да так, что с известным восхищением это признавали даже недостреленные "бывшие" в эмиграции.

Можно вспомнить и другой имперский анабасис — Третий рейх, а, вспомнив, поинтересоваться о действительных масштабах сопротивления и сотрудничества "угнетённых и покорённых народов"; сдаётся мне, им имперские принципы Третьего рейха, выраженные хотя бы и в той же расовой табели о рангах, не понравились скорее апостериори, особенно тем, кто в табели был повыше; не понравились, когда стало ясно, что Британская, Советская и Американская Империи сейчас придут и начнут ломать мебель.

Когда имперский принцип завладевает достаточной частью некоторой популяции; когда та строит свою жизнь согласно этому принципу; когда этот принцип приносит ей выгоды и усиливает её — тогда он легко разъясняется другим популяциям и находит в них последователей, способствующих расширению Империи. Колониальные империи существовали не только за счёт пушек и ружей, но и потому, что некоторой решающей части "угнетаемых туземцев" они были каким-то образом выгодны — выгоднее, чем своё, родное, натуральное. Советская власть удержалась потому, что большинству реальных, а не воображаемых великороссов на начальном этапе она была безусловно выгоднее, чем царская и промежуточно-демократическая (фофудьеносцы и либерасты идут лесом — вспоминаем хотя бы три вопроса: мир, земля и общее образование).

Вот ещё один пример, из нашей с вами современности, а потому умозрительный. На имперский вполне тянет принцип "честной сделки по полной цене". Все мы слышали из телевизора сладкую сказку: "мы" должны взимать "мировую цену" за газ с "них", потому как это честно. Усугубляя ту же честность, как я понял, "мы" в лице правительства со временем выкатит "нам" в лице всех остальных такой же мировой счётец за газ, как и "им", которые злые и нехорошие, не понимают принципа "честной сделки по полной цене" и, науськанные заморским врагом, дразнятся "фекальными массами". И вот — заплясало вокруг сырьевых контрактов марево "великой энергетической державы" a.k.a. "Пятой империи".

"А я согласен" ((с) судья Кригс). Имперский принцип — так имперский принцип. Пятая так пятая, сделка так сделка, честность так честность. Хорошо, товарищи, начинаем изнутри, с себя, открываем приходно-расходные тетрадки тех, кому население РФ платит. За свет, за воду, за нашу и вашу свободу. Открываем просто для посмотреть, куда, как и на что идут деньги, и тем определить полную цену для честной сделки. Потом, раз пошла такая пьянка с мировыми ценами на газ внутри страны, давайте зарядим мировые цены вообще на всё, продающееся внутри страны, включая любой производительный труд, вплоть до затрат сил по воспитанию своих детей. Сперва мировые, а потом сделаем плюс-минус до полных, которые положены для честной сделки. Я уже слышу, как хохочут, свистят и улюлюкают "крепкие хозяйственники" с "авторитетными предпринимателями" на галёрке: действительно, ржач! — это в рашке-то зарплаты, сравнимые с европейскими, взять за правило! Умереть не встать.

Но станет ли кто-нибудь отрицать, что в случае воображаемого решения упомянутой задачи под дверями РФ выстроится очередь из бывших советских провинций, на чистом русском языке попискивающая: "возьмите наш суверенитет и пришлите взамен сатрапчика, империалистика, генерал-губернаторчика, вице-королька, душителя свободки... ну пожалуйста, чтобы у нас было так же"? Да, конечно, выстроится, причём безо всяких геополитических интриг, закулисных сговоров, трубопроводных дипломатий и тайных обществ. Без непристойностей вроде "свободы слова" и "развития демократии", без надувания щёк телекомментаторов, храбро разоблачающих коварные происки пресловутых наймитов.

И вот уже потом-потом-потом можно с одобрения подданных потратить доходы, скажем, на трёхсотметровую золотую статую Государя-Императора в парадной фофудье в центре Москвы. Можно организовать транспортное сообщение со спутниками Юпитера — энтузиазма хватит, потому что людям уже уплочено. Потом-потом-потом можно восхищаться тем, как мирно под сенью дружеских штыков существует множество разных народов и не выпендривается, потому что сыты, довольны и знают, что если не, то идите на, а совместно нажитое имущество поделим по-христиански. Под сенью. Однако начинаться всё должно с имперского принципа, который, повторяю, должен стать жизненным принципом некоторой популяции и при соблюдении усиливать её и приносить ей выгоды. Угадайте с трёх раз, на какую популяцию, на чьи культурные коды, на чьё этническое самосознание в РФ надо ориентироваться, чтобы такую штуку прокинуть? Для танкистов подсказка: если численность этой популяции составляет порядка одного процента от общей численности населения РФ, то уже не подходит.

Резюмируя, составлю следующую памятку для мыслительных упражнений по теме "Империя".

1. Брэнды и имиджи прошлых Империй не могут являться ориентирами для будущей. Ориентирами для Империи могут являться только список территорий, ресурсов и населения, над которыми желателен фактический контроль, не более того. Брэнды и имиджи наработаются сами, в процессе достижения ориентиров.

2. Брэнды и имиджи любой Империи, многонациональность включительно, всегда суть следствие воплощения имперских принципов и иногда средство их воплощения, но никогда не причина их воплощения. Их поддержание отнимает энергию, а не приращает её. Оформление и подержание имперских брэндов и имиджей возможно только тогда, когда на это есть излишки энергии, излишки силы.

3. Источником силы любой Империи являются выгоды, которые получает гражданин/подданный Империи, следующий универсальным имперским принципам в уникальном применении их к себе. Эти выгоды могут быть всего лишь относительными, — то бишь меньшим из зол, когда добро невозможно — но они должны быть несомненны. Чем больше эти выгоды, тем сильнее Империя. Если за Империю не платят, это Ымперия. Если принципам следуют одни, а выгоду получают другие, это Ымперия.

4. Ымперия похожа на Империю так же, как концлагерь в чём-то похож на тренажёрный зал. Когда думаете об Империи, смотрите, что у вас получается на самом деле.

5. Первоначальное внедрение универсальных имперских принципов -— впрочем, как и любых других — происходит через их принятие кучкой энтузиастов, которых злые люди неизбежно окрестят плохими на всю голову: так всегда называют тех, кто делает невиданное возможным. Если Вы готовы к этому, имперский штандарт вам в руки. Если сами не живёте согласно предлагаемым вами принципам, оставляя эту честь кому-нибудь другому, уткнитесь.

6. Дальнейшее распространение упомянутых принципов возможно, когда жизнь по ним выгоднее, чем любая другая из доступных потенциальному имперцу. Здесь имеет значение фундаментальная пригодность этих принципов: они могут лично вам очень нравиться, но попросту не работать в этом большом и отвратительном мире. Здесь имеет значение и правильное разъяснение выгод, вовсе не тождественное рекламной обработке встречного лоха с целью впарить дерьмо и разбежаться. Всякая Империя, в отличие от Ымперии, создаётся навсегда, и в ней есть своё место для каждого; и распространяется Империя именно как вечный и разный товар, а не штампованная "новинка от известной канадской фирмы, которую можно заказать по телефону".

7. Для того, чтобы имперские принципы получили политическое воплощение, они должны распространиться в количественно и качественно решающей части населения. Это означает: либо их приятие и управляющими, и управляемыми; либо физическую смену управляемыми управляющих на таких, которые примут имперские принципы. Если по определению имперские принципы универсальны, то никаких игр в "вершки и корешки" с "приватизацией прибыли и социализацией издержек" с ними быть не может; тогда они уже не имперские, а ымперские.

8. Альтернативы, перечисленные в п. 7, подсказывают, что имперские принципы политически могут быть воплощены только количественным большинством, которому, согласно п. 6, Империя выгодна и полезна. Логически получаем, что для раскрутки Империи Вам нужно большинство, в котором коммуникационные барьеры понижены, которое, проще выражаясь, говорит на одном и том же языке, на которое действуют схожие аргументы, которое обладает достаточной поведенческой и этической общностью. В национальном разрезе это будет выглядеть так: группа людей, качественно уже являющаяся нацией или по общности близкая к ней, а количественно составляющая титульную группу. Титульная нация, короче. Теоретически она не обязательна для Империи (не верно! кто тогда страну-то создаст?), но с ориентацией на её запросы и с опорой на её силы Империю создать намного легче. Торговать же нацию на Ымперию — лучше всего описывается изречением преферансиста: "взятку снёс — без взятки остался". Будете строить Ымперию не для выгоды и пользы титульной нации, останетесь и без того, и без другого.

9. Из-за соображений, перечисленных в п. п. 6-8, существуют ограничения на ассортимент универсальных принципов, которые могут быть положены в основу будущей Империи в любом "здесь и сейчас". Есть принципы, которые не работают в нашей Вселенной. Есть принципы, которая нация не примет. Есть принципы, выгоду от следования которым трудно объяснить. Есть принципы, которые слишком легко коррумпируются заинтересованными группами. И так далее. Это — обязательные темы для тестирования обдумываемых имперских идей.

Спасибо за внимание. Проповедь окончена.