Готфрид Федер (1883-1941)

Сломить кабалу процентов!

Впервые опубликовано в 1919 г.

Печатается по мюнхенскому изданию 1932 г. с незначительными сокращениями.

Из предисловия автора к изданию 1932 года.

13 лет назад вышел «Манифест к слому кабалы капитала». Когда я опубликовал это, изложенное тогда в виде основных концептуальных пунктов, произведение, – как раз в разгар потрясений ноябрьских дней 1918 года, – я еще не мог думать и надеяться, какое неслыханное воздействие ему еще предстоит оказать, ведь оно вскоре после этого стало по сути духовным источником национал-социализма. Адольф Гитлер сам пишет в своей книге «Майн Кампф» об истории возникновения движения:

«Впервые в своей жизни я стал свидетелем принципиального спора с международным биржевым и ссудным капиталом. После прослушивания первой лекции Федера меня немедленно посетила мысль о том, что найден путь к одной из важнейших предпосылок к основанию новой партии. Заслуга Федера заключается, по-моему, в том, что он с бесцеремонной жестокостью установил такой же спекулятивный, как и народнохозяйственный, характер биржевого и ссудного капитала, его извечной устремленности к заветному проценту. Его выводы во всех основных вопросах были настолько правильными, что его критики изначально меньше оспаривали теоретическую верность идей, а больше выражали сомнение в возможности их практического воплощения. То, что в глазах других было способностью федеровского изложения – в моих становилось их силой»...

МАНИФЕСТ

К СЛОМУ КАБАЛЫ ПРОЦЕНТОВ КАПИТАЛА

Маммонизм – это тяжёлая, всё вобравшая в себя, и переросшая болезнь, которой страдает наш сегодняшний мир культуры, да, пожалуй, и всё человечество. Это похоже на глобальную эпидемию, охватившую народы мира.

Под маммонизмом следует понимать следующее:

Основным источником силы маммонизма является неустанный и бесконечный приток материальных благ, обусловленный функционированием процента.

Из насквозь антиморальных мыслей о процентах с ссудного капитала и родился золотой интернационал. Этот выросший из жадности к проценту и спекуляции любого рода духовный и моральный склад привёл к засасыванию в глубокую трясину части буржуазии. Мысли о проценте с ссудного капитала – величайшее изобретение его самого, обеспечивающее ленивое восседание на троне небольшого числа денежных властителей за счёт работающих наций и их рабочей силы. Оно привело к глубоким, непреодолимым противоречиям, классовой ненависти, породившим братоубийственную гражданскую и войну.

Единственным лечебным средством, радикальным средством для оздоровления страдающего человечества, является слом кабалы денежных процентов.

Слом кабалы денежных процентов означает единственно возможное и окончательное освобождение труда от тайной и всесильной власти денег.

Слом кабалы денежных процентов означает воскрешение свободной личности, освобождение человека от порабощения, от ложного очарования, затянувшего душу с помощью маммонизма. Кто хочет побороть капитализм, должен сломить кабалу денежных процентов. Где зародыш этого процента? В ссудном капитале! Почему?

Потому что ссудный капитал по власти сильнее всего промышленного капитала настолько, что денежных столпов действенно можно сломить лишь посредством сломления кабалы процентов ссудного капитала. Соотношение ссудного и промышленного капитала составляет 20:1. Более 12 миллиардов в качестве процентов с ссудного капитала ежегодно должен платить немецкий народ в форме простых и косвенных налогов, в виде ренты с домов и удорожания жизни, в то время как во время войны общая сумма всех выплаченных германскими акционерными обществами дивидендов составила всего 1 миллиард.

Превышая все человеческие возможности к расчётам, лавинообразный рост ссудного капитала происходит из-за вечного, бесконечного и безустанного потока благ, из процента и процентов на проценты.

Какое же счастье тогда принесёт слом кабалы процентов для работающего народа Германии, для пролетариев всех стран земли?

Слом кабалы процентов даёт нам возможность провести увеличение всех прямых и непрямых налогов.

Послушайте это; Вы, люди всех стран, создающие блага, люди всех государств и континентов: все государственные доходы из прямых и косвенных источников текут без остатка в кошельки большого ссудного капитала.

Доходов государственных предприятий, – а это почта, телеграф, телефон, железная дорога, шахты, лесоводство и т.д. – полностью хватает для покрытия всех необходимых государственных расходов по воспитанию, образованию, управлению, праву, социальному обеспечению.

То есть самый настоящий социализм будет приносить человечеству не больше, чем доходы от общенародных предприятий по отношению к большому ссудному капиталу.

Поэтому мы требуем следующего в основном государственном законе для немецких народов, а затем и других народов, которые захотят войти с нами в культурное сообщество союза народов:

п.1. Военные облигации, а также все остальные исполнительные листы германского рейха, а также все остальные исполнительные листы немецких федеральных государств, в особенности железнодорожные облигации, затем долговые обязательства акционерных обществ, все документы, распоряжающиеся деньгами, становятся законными средствами платежа по номинальной стоимости с отменой выплат по процентам или соответственно переводятся в банковские активы

п.2. Что касается всех остальных бумаге твёрдым процентом, закладных листов, промышленных облигаций, ипотечных документов, то вместо долгов по процентам наступает долг по погашению; через 20 или 25 лет таким образом, в зависимости от уплаты процентов, заёмный капитал выплачен и долг погашен

п.3. Все долги по недвижимости, ипотечные документы и т.д. выплачиваются, как и до сих пор, по частям в соответствии с внесенными в поземельную книгу долями. Таким образом, имущество в виде дома или участка земли, по которому выплачен долг, становится соразмерно доле участка собственностью государства или самоуправляемого субъекта. Государство, таким образом, сможет определять расценки на аренду и снижать их.

п.4. Вся денежная система подлежит руководству со стороны Центральной Государственной кассы. Все частные банки, почтово-сберегательные кассы, сберкассы и кредитные товарищества становятся её филиальными учреждениями

п.5. Любой реальный кредит теперь выдаётся только государственным банком. Кредит без вещественного обеспечения и товарный кредит предоставляется частным банкирским фирмам по государственным концессиям. Он выдаётся с учётом вопроса о потребности и с запретом создания филиалов для различных районов. Положение о порядке уплаты налогов и сборов издаётся государством.

п.6. Стоимость дивидендов, также как и бумаг с твёрдым процентом, погашается ежегодными взносами по 5%. Излишние доходы с прибыли выплачиваются частично собственникам акций как компенсация за «рисковый капитал» (в отличие от бумаг с твёрдым процентом и бумаг, обеспеченных опекунством), в то время как оставшаяся часть либо распределяется по праву самостоятельности рабочего класса в социальную сферу, либо используется для снижения цен на продукты.

п.7. Для всех лиц, которые по физическим причинам (преклонный возраст, болезнь, физическая или душевная нетрудоспособность, малый возраст) не в состоянии зарабатывать себе на жизнь, выплачиваются доходы по процентам, как и раньше, и даже повышенные из имеющегося у них актива ценных бумаг в качестве пенсии по передаче ими этих ценных бумаг.

п.8. В интересах уменьшения сегодняшней инфляции с помощью средств платежа, которые переводятся в военные облигации и другие ценные бумаги рейха, предпринимается всеобщая сильно разноуровневая конфискация имущества.

п.9. С помощью интенсивнейшей разъяснительной компании населению необходимо объяснить, что деньги не что иное, как показатель выполненной работы: что любому высокоразвитому обществу деньги, конечно, необходимы как средство обмена, но что этим функция денег и исчерпана, что деньгам не должна через процент быть передана внеземная власть перерасти самоё себя за счет трудящихся.

Почему же мы все это до сих пор не поняли?

Потому что в этом маммонизированном затмении мы разучились видеть, что учение о святости процента – это неприкрытый самообман, что евангелие о проценте втиснуло всё наше мышление в золотые сети международной плутократии. Потому что мы забыли, – а всевластные столпы финансов этому способствуют, – забыли о том, что этот якобы прекрасный и любимый не думающими людьми процент просто берётся из налогов...

Освобождение от кабалы денежного процента является залогом освобождения творческого труда от пут надгосударственной власти денег.

Рассуждения и обоснования.

Сейчас мы оказались в центре одного из самых тяжёлых кризисов, который предстоит выдержать нашему народу в его многострадальной истории. Тяжело болен наш народ, тяжело болен весь мир. Наши кошельки прочно утрамбованы жалкими, ничтожными купюрами. И неудивительно, что именно беднейших из бедных охватывает злость разочарования... Это состояние способно привести к помешательству, если народ охватит бессознательность и безумие. А куда приведёт это помешательство, мы видим на примере большевистской России. Национализация, или, как это там называют, «социализация», оказалась лишь ударом мимо, со спокойной душой объявляет Ленин. Экономика разрушена, покупательная способность денег на нуле, интеллигенция уничтожена, рабочие остались без хлеба. Разочарование разлилось повсеместно. Лишь кровавый террор с опорой на китайских и латышских наёмников позволяет красным диктаторам защититься от гнева разочарованного народа. У нас может произойти то же самое, если мы будем и дальше держать в правительстве международных спекулянтов, неистовых партийных фанатиков, представителей нагруженной богатством буржуазии и представителей одного из немецких народов чуждой нам по внутреннему характеру расы. Вспомним, каковы были те прекрасные слова, которые нам вешали на уши: мир во взаимопонимании, союз народов, парламентаризм, суверенитет народа, демократия, диктатура пролетариата, социализм, уничтожение капитализма, освобождение от милитаризма, – да каких только прекрасных слов не было! Выстоит тот народ, который сам определяет свою судьбу...

Маммонизм – вот как называется болезнь нашего времени.

Что такое маммонизм?

Маммонизм – это экономическое и моральное заболевание.

Маммонизм – это бесстыдное, невидимое, таинственное господство международных денежных столпов. Маммонизм – это также и духовный недуг; это почитание этих денежных столпов со стороны всех тех, кто инфицирован ядом маммонизма. Маммонизм – это безмерное преувеличение самого по себе в принципе здорового, стимула человека к труду. Маммонизм – это ставшая безумием жадность к деньгам, целью которой является «растить» деньги на деньгах, которая порабощает с беспощадностью, не знакомой другим силам, которая приведёт неизбежно к экономическому порабощению, к эксплуатации рабочей силы всех народов мира. Маммонизм – это состояние духа, приведшее к принижению всех житейских понятий. Маммонизм рассматривается как мировой феномен, который следует поставить в один ряд с жестоким, безоглядным эгоизмом человека. Маммонизм – это дух звериной жадности, безграничного стремления к господству, образа мыслей, направленного на завладение товарами и сокровищами; в глубокой своей основе это религия направленного только в эту сторону типа людей. Маммонизм – полная противоположность социализма. Социализм, если его рассмотреть как высшую житейскую идею, – это идея того, что у каждого человека есть обязанности перед обществом, перед всем человечеством, а не только ответственность за текущее благосостояние своей семьи, своего родственника, своего народа. Но это ещё неотъемлемые духовные обязательства перед будущим своих детей, своего народа.

Ещё конкретнее маммонизм следует рассматривать как сознательную игру команды жадных до власти столпов капитализма всех народов. Именно здесь всегда заметны завуалированные проявления маммонизма.

Но великие денежного мира сего выступают завершающей движущей силой вслед за охватывающим весь мир англо-американским империализмом; и никак иначе. Великие денежного мира – именно они финансировали ужасающее братоубийство мировой войны. Великие денежного мира сего, будучи хозяевами всех крупных газет мира, повязали мир в паутину лжи. Они с великим удовольствием описывали все низкие страдания; заботливо выращивали все имеющиеся политические течения; путём пропаганды в прессе накалили до предела французскую идею реванша; заботливо питали панславянскую идею, стремление сербов к господству, потребности этих государств в деньгах, отчего и должен был зажечься мировой пожар. У нас в Германии дух маммонизма также привёл к отклонениям в общественной морали, к погружению наших правящих кругов в материализм и поиск наслаждения, к высмеиванию жизни нашего народа...

С удивлением мы спрашиваем себя, откуда такая власть у маммонизма, у международного капитала, откуда у них такая непоколебимая власть?

Сегодня международное сотрудничество великих денежных столпов проявляется совершенно по-новому. У нас нет для этого схожих параллелей в истории. Международные обязательства, имеющие денежную природу, были известны давно. Но только с приходом эпохи всемирной экономики, всемирным сообщением пустила свои глубокие корни международная экономика процента, из которой золотой интернационал и питает свою непреодолимую силу.

Процент – источник силы большого капитала. Именно процент, этот безустанный и и бесконечный поток благ просто из области денег без прикладывания каких-либо усилий, даёт силу роста мировым денежным столпам. Кредитный процент – дьявольский принцип, из которого родился золотой интернационал. Как голодный волк, окружил большой ссудный капитал все государства, все народы мира.

Народы всего мира беспомощно барахтаются в золотых сетях. Во благо принципа процента, согласно в глубоком смысле ошибочным государственным представлениям о том, что любой вид имущества не имеет право на доходность, мы превратились в кабальных рабов процента. Но ни одно действительное существенное житейское основание не указывает на то, что просто чистое обладание деньгами даёт право на получение длительного процентного дохода.

Процент – это безнравственно.

Внутреннее сопротивление против процента и ренты любого рода без доступа к ним рабочей силы пронизывает духовную жизнь всех народов и времён. Никогда это глубоко внутреннее сопротивление против власти денег не было так осознанно народами, как в наше время. Никогда еще маммонизм не намеревался при такой напряженной обстановке в мире прийти к мировому господству. Никогда он ещё не ставил на свою службу всю низость (склонность человека ко всякому самому низкому), жадность к власти, жажду мести, жажду владения, зависть и ложь таким хитро скрытым, но все же кроваво давящим образом. В своей глубочайшей основе мировая война представляет собой одно из самых больших решений в процессе развития человечества в борьбе за то, будет ли будущую историю человечества определять маммонистически-материалистическое мировоззрение или же социалистически аристократическое мировоззрение.

Большевизм – неверное средство антимаммонистической реакции.

Внешне поначалу без сомнения победила маммонистическая англо-американская коалиция. В качестве реакции на Востоке появился большевизм, и если большевизм рассматривать как великую идею, то это она без сомнения одна из самых диаметрально противоположных маммонизму позиций. Но вот методы, которые большевизм пытается здесь применить, являются уже безусловно использовавшимися. Это попытка страдающему от внутреннего отравления больному помощь с помощью ампутации головы, рук и ног.

Этому злу большевизма, этим бесполезным изменениям мы должны противопоставить новую планомерную идею, которая будет объединена силой рабочего класса с целью прогнать яд, отравивший мир.

В качестве этой идеи я вижу слом кабалы денежного процента.

Вот те три момента, которые доказывают, что процент является действительной причиной нашей финансовой нищеты.

В Германии вращается 250 миллиардов ссудного капитала.

Во-первых, громадная диспропорция ссудного капитала и твёрдого процента, то есть капитала, который растёт сам по себе без участия рабочей силы и к тому же растёт вечно. Ссудный капитал такого рода у нас в Германии достиг уже 250 миллиардов. И этой громадной сумме противостоит производственный капитал всей германской промышленности в размере 15 миллиардов. Итак, первый основополагающий вывод – 20 к 1. Этот вывод свидетельствует, что все меры, которые принимаются в связи с проблемами больших финансов, проявляются в 20 раз сильнее по отношению к тем мерам, которые направлены против большого промышленного капитала.

Германия платит ежегодно 12,5 млрд. по ссудам.

Во-вторых: Проценты по указанным выше 250 миллиардам ссудного капитала составляют за год около 12,5 миллиардов на вечные времена. Общая сумма всех полученных в 1916 году дивидендов составила в 1915 году почти 1 миллиард марок. В предыдущие десятилетия эта цифра составляла в среднем 600 миллионов. Она могла в два последних года войны вырасти ещё существеннее, но в текущем году, напротив, эта сумма рухнет ещё больше.

Средняя рентабельность всех немецких АО была 8,21%, то есть лишь на 3,5% выше, чем средняя доходность ссудных бумаг с твёрдым процентом.

Итак, я повторяю, в будущем почти 12,5 миллиардов немецкий народ должен будет платить по различным вечным процентам большого ссудного капитала, в то время как доход из промышленного капитала в 1916 году, году высокой конъюнктуры, составил 1 миллиард, во времена обычной конъюнктуры всего 0,6 миллиарда, то есть, и здесь мы видим соотношения этих величин от 20 к 1 до 12 к 1.

Большой ссудный капитал растёт лавинообразно.

Третьим и самым опасным моментом является огромный, превышающий все пределы разумного рост большого ссудного капитала с помощью процента и сложного процента. Я должен здесь кое-что дополнить и путем небольшого экскурса в высшую математику пояснить проблему. Для начала несколько примеров.

Прелестная история возникновения игры в шахматы известна. Богатый индийский король Ехерхам обещал в качестве благодарности за изобретение королевской игры выполнение одной просьбы изобретателя. Просьба мудреца заключалась в следующем: пусть король положит на первое поле шахматной доски одно зерно пшеницы, на второе – два, на третье – четыре и так далее на каждое последующее поле в два раза больше, чем на предыдущее. Король усмехнулся над мнимой скромной просьбой мудреца и дал поручение принести мешок пшеницы, чтобы распределить зерна на все поля. Известно, что выполнить эту просьбу не смог бы даже самый богатый человек на Земле. Всех урожаев мира за тысячу лет не хватило бы, чтобы наполнить 64 поля шахматной доски.

Второй пример. Некоторые наверное ещё со школьных времен помнят мучительность вычислений сложных процентов: во что превратится пфеннинг, на который со времени рождения Христа начисляется сложный процент, такой, что каждые 15 лет сумма удваивается. Через 15 лет он вырастет до 2 пфеннигов, через 30 лет – до 4 пфеннингов, на 45 году после рождения Христа – до 8 пфеннигов. Мало кто вспомнит, какая сумма это была бы сегодня. Вся наша Земля, будь она из чистого золота, наше солнце, которое в 11 297 000 раз больше земного шара, все наши планеты, будь они из чистого золота – всего этого не хватило бы, чтобы выразить стоимость этого изначально пфеннинга, на который начисляется сложный процент.

Третий пример. Состояние клана Ротшильдов, старейшей международной плутократии, сегодня оценивается приблизительно в 40 миллиардов. Известно, что старая шельма Мейер Ротшильд, будучи в Франкфурте где-то в 1800 году, заложил основу огромного состояния своего клана с помощью повторного кредитования из тех миллионов, которые ему доверил на сохранение земельный граф Вильгельм I Гессенский.

Если бы у Ротшильда денежный рост с помощью процента и сложного процента шёл такими скромными темпами, как в случае с пфеннингом, то кривая роста не была бы такой крутой. Но, допустим, увеличение всего состояния Ротшильда продолжается лишь в темпе пфеннинга. Тогда в 1935 году оно составило бы 80 миллиардов, 1950 – 160 миллиардов, 1965 – 320 миллиардов, и таким образом далеко превысило бы всё германское национальное богатство.

Из этих трех примеров можно вывести один математический закон. Кривая, выражающая рост состояния Ротшильда, кривая, которая выводится из числа зёрен пшеницы на шахматной доске, а также кривая, показывающая рост пфеннинга по схеме сложного процента, являются простыми математическими кривыми. Все они имеют одинаковый характер. После изначально скромного и медленного роста кривая становится всё круче и круче и вскоре приближается практически к бесконечности.

Развитие промышленного капитала плетётся в хвосте.

Совершенно по-другому выглядит кривая промышленного капитала. Также в большинстве случаев вырастая из малого начала, вскоре наступает сильный рост кривой до тою момента, пока не наступает определенное насыщение капитала. Затем кривые становятся более плоскими, в некоторых отраслях даже идут на снижение, если новые изобретения приводят к обесцениванию существующих фабричных установок, машин и т.д.

Хочу привести всего один пример – развитие заводов Круппа. В 1826 г. умер практически без состояния старый Крупп. В 1855 году Альфред Крупп получил свой первый заказ на 36 пушек от египетского правительства. В 1873 году у Круппа работали уже 12000 рабочих. В 1903 году фрау Берта Крупп продала все заводы и установки за 160 миллионов АО «Альфред Крупп». Сегодня акционерный капитал составляет 150 миллионов золотых марок. Что значит для нас сегодня имя Круппа? Пик нашего промышленного развития. Первый промышленник по пушкам в мире. Пример осознанного, интенсивного руководства. Для сотен тысяч наших соотечественников имя Круппа означало хлеб и работу. Для нашего народа защиту и оружие. И все-таки он финансовый карлик по сравнению с миллиардами Ротшильда. Что значит процентный рост состояния Круппа за одно столетие по отношению к росту состояния Ротшильда, сложившегося из процента и сложного процента за счёт бесконечного прироста стоимости без приложения каких-либо усилий? Здесь видна вся глубина различия между ссудным и промышленным капиталом. Никто не может нам более прояснить различие между опустошительным воздействием ссудного процента и производственной прибылью (дивидендом), полученной из рискованных производственных капиталов, вложенных в огромные промышленные предприятия.

Не стоит и сомневаться, что осознание математических законов, которым следуют ссудный и промышленный капитал, смогло бы указать нам путь, что нужно сделать, чтобы перестроить наши расшатанные финансы. Мы осознаём, что ни капиталистический экономический порядок, ни капитал сам по себе, не является изгоем человечества. Ненасытная потребность в процентах крупного ссудного капитала является врагом всего работающего человечества.

Капитал должен быть – труд должен быть. Если труд зарабатывает мало – капитал сам по себе не должен зарабатывать ничего.

Капитал без труда должен быть стерильным! Поэтому важнейшим требованием, основной задачей революции, самым разумным смыслом мировой революции должен быть слом кабалы денежных процентов.

У восьми миллиардеров доход такой же, как у 38 миллионов немцев.

Состояние Ротшильда сегодня оценивается в 40 миллиардов. Миллиардеры высшей американской пробы господа Кун, Лёб, Шифф, Морган, Вандербилдт, Астор «стоят» вместе около 60-70 миллиардов; при 5-процентной ставке это означает доход этих 8 семей в 5-6 миллиардов, что почти столько же, сколько составил, согласно исследованиям Хельффериха в 1912 году, доход 75% всех налогоплательщиков Пруссии.

Итак, почти 38.000.000 немцев должны целый год жить на то, что у вышеупомянутых миллиардеров является доходом за год. Конечно, американские миллиардеры не являются в прямом смысле «капиталистами процента», рантье, как клан Ротшильда и т.д.; я не хочу и думать, являются ли они «стомиллионнодолларовыми» или «тысячемиллионномарковыми» миллиардерами. В первом случае следовало бы добавить ещё пару десятков человек. Или возьмем число 300. Тогда вообще всё будет в порядке. И дело вовсе не в том, чтобы дать точную цифру, а в том, что соотношение 300 к 38.000.000 открывает нам глаза на картину господства международного ссудного капитала.

Поэтому скинем одним махом страшные кандалы, сковывающие всех трудящихся, отберём власть у денег, которой они обладают, чтобы порождать проценты снова и снова, пока ещё человечество полностью не стало необратимо должным проценты международному ссудному капиталу...

Путём слома кабалы процентов одним ударом можно устранить финансовую нищету; одним махом мы почувствуем твёрдую почву под ногами; сразу нам должно стать и станет ясно, что с этой несчастной кредитной экономикой мы зашли в дебри...

Мы должны осознать, что фактически крупный ссудный капитал, и только он, является изгоем всего трудящегося человечества. На проценты от ссудного капитала работает вся масса трудящихся. Средние и мелкие капиталисты ничего не имеют от их прекрасных процентов, не могут ничего от них иметь, ведь эти проценты без остатка забираются у них в виде налогов – будь то в форме прямых или косвенных налогов, сборов, гербовых сборов или иных платежей, всегда трудящийся народ – тот, кто попался на удочку, а рыбак – крупный капитал.

Святость процента – это суеверие маммонизма.

Удивительно наблюдать сегодня, как социалистически мыслящий мир, начиная от Маркса и Энгельса и коммунистического манифеста вплоть до Эрфуртской программы (особенно Каутский), а также сегодняшние социалистические властители как по команде салютуют интересам ссудного капитала. Святость процента – это табу. Процент – святее всех святых; встряхнуть его ещё никто не отваживался. В то время как имущество, дворянство, безопасность личности и собственности, религиозные убеждения, офицерская честь, отечество и свобода относительно незащищены, процент свят и неприкасаем. Конфискация имущества, социализация на повестке дня, то есть совсем скользкие правовые мосточки, которые прикрашиваются лишь тем, что они якобы применяются от имени общества к личности; всё это дозволено, а процент, процент – это «noli me tangere», «не трожь меня». Проценты от долга рейха на первом месте в государственном бюджете. Его огромный вес тянет корабль государства на дно.

Хотел бы сразу вкратце затронуть тему мелких рантье, которая ещё будет дальше рассматриваться, чтобы не было недомолвок. Их не принимают в расчёт при рассмотрении очень больших вопросов, и это совершенно справедливо, что для них будут предусмотрены многие компенсации путём дальнейшего развития социальной помощи...

Как получилось с военными займами? Рейх вытащил из кошельков народа 5 миллиардов марок, которые были действительно наличными сбережениями. Деньги пришли снова обратно. Затем пришёл новый заем и снова высосал деньги и к тому же последние остатки сбережений. И снова были высосаны миллиарды, и снова они вернулись, и так девять раз – пока рейх не наделал долгов на 100 миллиардов.

За них народ, конечно, получил 100 миллиардов красиво напечатанных бумажек. Мы вообразили себе, будто стали богаты, как вдруг государство заявляет, что оно на грани банкротства. Надо объявить военные облигации вместе с отменой процентов законным платежным средством...

Отмена выплат процентов не является завуалированным банкротством государства.

Мне сказали, что отмена оплаты процентов это завуалированное банкротство государства. Нет, неправда! Ужас банкротства государства фактически является детским ужастиком, выдуманным маммонистическими силами.

В любом случае известно, что Россия, например, в последнем столетии преодолевала глубокие экономические кризисы без длительных затруднений.

Банкротство государства – спасение национальной экономики.

Что честнее? Пространно рассуждать о неприкосновенности военных облигаций и задавить народ в то же время неслыханным налоговым прессом? Или же, если бы у министра финансов нашлось мужество открыто выйти перед народом и заявить: я не могу заплатить проценты по военным облигациям, или могу, но лишь в том случае, если я от вас соберу точно столько же налогов. Но мне во время войны обязательно нужно было иметь деньги, и я придумал обман с высокодоходными военными обязательствами. Прости меня, любимый народ, но это всё делалось для тебя. Давай же больше не будем играть в прятки, – я, государство, больше не буду платить проценты – а ты, налогоплательщик, больше не должен платить налоги на эти проценты.

Это существенно упростит наши дела, мы экономим на громадном налоговом аппарате, то есть массу денег и рабочей силы.

Я долго тянул с раскрытием этого обмана, но я считаю абсолютно основополагающим ни на секунду не терять контроль за происходящим.

Круг лиц, которые бы пострадали – это те, кто получил по их налоговым декларациям более 30.000 марок ренты, по баварским налоговым декларациям это 822 человека, это 0,4% налогоплательщиков. Во всей Германии приблизительно 10.000.

Теперь мы хотели бы совсем вкратце прояснить важнейшие стороны этого революционного требования.

Мы стали бедным народом.

Для начала необходим четкий взгляд на наше сегодняшнее положение. Государственный секретарь Шиффер назвал его «необозримым». Это верно лишь отчасти. Обозрима огромная задолженность нашего народного хозяйства, неслыханное обесценение наших платёжных средств, – короче, тот факт, что за одну ночь мы стали бедным народом.

А вот тот груз, который лёг на нас в результате заключения мира – он действительно необозрим. Уже имеющиеся долговые обязательства составляют, как мы уже видели, почти 250 миллиардов. Допустим, Антанта в какой-либо форме взыщет с нас ещё 50 миллиардов в возмещение военного ущерба, тогда это уже будет 300 миллиардов долгов.

Как ни тяжело уложится в узкие рамки этого описания, на этом месте мы должны всё-таки сказать ещё несколько слов о величине германского национального богатства. Исследователи оценивают Германское национальное богатство в сумму около 350 миллиардов. Такого рода выводы, как бы осторожны они ни были, имеют достаточно условную ценность. Они вообще могут относиться только ко времени, когда в цифру включается государственное имущество и имущество общин, например, уличные строения, речные строения и т.д. Ведь кажется, что выполнение такого рода работ стоило огромных денег, но, с другой стороны, у них как будто нет собственной цены. Более приемлемым масштабом для определения величины национального богатства является так называемое «налогоспособное» имущество, как это следует из налоговых деклараций по вкладу в оборону или налога на военное имущество. Здесь выходит общая сумма всего в 192 миллиарда. К этой сумме можно сделать дополнение, исходя из опыта, в районе 10%, на имущество малой стоимости, освобождённое по закону от налогов, а также приблизительно такое же дополнение за счет «тихих резервов».

Точно так же мне кажется утопичным говорить о национальном имуществе на сумму более 250 миллиардов. Также и эта цифра имеет лишь условное значение. Самым правильным было бы порвать с практикой представления охватываемого национального имущества посредством цифр и прийти к осознанию того, что национальное имущество находит своё выражение исключительно в духовной и физической рабочей силой всей нации, то есть, если рассматривать в более крупных масштабах в том понятии, которое с капиталом тесно не связано. Конечно, нужно рассмотреть ещё такие источники национального богатства, имеющиеся в наличии, как полезные ископаемые, лесное богатство и плодородная земля, но и эти предметы не поддаются измерению в цифрах, так как пределы колеблются от нуля до бесконечности, в зависимости оттого, нет ли там полезных ископаемых вообще или они по заключению геологических экспертов исчисляются в миллиардах тоннах угля и т.д.

Мы не хотим забывать, что Германия собственно бедная страна. Она практически не обладает монополиями. По богатству полезными ископаемыми она стоит далеко за большинством соседних стран, не говоря уже о неслыханных богатствах природных ископаемых китайского, индийского или американского государства. По плодородию почвы она стоит далеко за прославленными пашнями российского Черноземья, за неприхотливыми землями тропиков и субтропиков. В конце концов, у нас остаётся только рабочая сила и воля к труду нашего народа, а также наличие достаточного количества работы, и нам должно быть ясно, что при таком положении дел об обоснованных займах, о деловой безопасности долговых обязательств не может быть и речи.

Будь то процентные военные облигации или беспроцентные банкноты, за ними в полном одиночестве стоит возможность по сбору налогов со всего народа, а она представляет собой не что иное, как функцию производительности труда всего трудящегося населения.

Необходимо также здесь уяснить для себя ответы на ещё один комплекс вопросов, а именно об основных пунктах источников дохода и расходов нашего государства. Существует очень заметное расхождение между тем огромным местом, которое занимает вопрос обеспечения деньгами в нашей частной жизни и интересом, который мы проявляем по отношению к вопросам государственного обеспечения финансами, и, однако, между народным хозяйством и каждым частным хозяйством не существует никакого существенного различия.

Главными пунктами доходов государства являются: во-первых, чистые доходы почт и железных дорог; во-вторых, чистые доходы от шахт, лесных управлений и иных государственных предприятий; в-третьих, таможенные платежи и косвенные налоги и; в-четвертых, прямые налоги...

Мы, конечно, не считаем, что следует отменить все прямые и косвенные налоги, в разумных границах они действуют, безусловно, воспитательно, с одной стороны, и регулирующе, с другой стороны. Конечно, будет несправедливо, если доход от приносящего прибыль имущества будет подвержен крупным, ступенчатым налогам, но государство ведь должно так же своими средствами власти заботиться и об имуществе, доход не приносящем. Естественным выглядит и то, что торговля и промышленность также привлекаются соответствующим налоговым отчислениям из их производственной прибыли, для них государство должно заботиться о сохранении и развитии общественных путей сообщения; соответствующие минимальные налоги для каждого обладающего избирательным правом гражданина являются также элементом справедливости, ведь от государства требуют обеспечения безопасности личности и собственности.

В области косвенных налогов регулирующим воздействием могло бы обладать развитие всех таких налогов на предметы роскоши, в то время как всё, что связано с потребностями народа и продуктами питания для него, следовало бы освободить от налогов.

Результатом такой налоговой политики стал бы не столько большой финансовый смысл – об этом нет и речи, так как для широких масс населения это должна быть не столько налоговая нагрузка, сколько осознание того, что человек должен вести не только обособленное существование, но и будучи гражданином государства имеет не только гражданские права, но и гражданские обязанности. Доходность должна меньше использоваться для разгрузки работающих государственных предприятий, чья чистая доходность достаточна, чтобы покрыть постоянные расходы государства на воспитание, образование, право, внутреннее управление и т.д.

Она должна использоваться для решения особых культурных задач государства, на которые в рамках постоянного государственного бюджета никогда не имелось соответствующих средств. Здесь я думаю в первую очередь о домах младенца, заведениях для слепых и инвалидов, детских яслях, защите матерей, борьбе против туберкулёза, алкоголя и венерических заболеваний, для развития садов и поселений, в особенности для размещения и достойного обеспечения наших раненых на войне.

Наш взгляд стремится дальше. Мы видим новую страну. Может ли означать отмена всех налогов слом господства процента? Она бы означала это, если бы мы вышли из громадной бойни как народ-победитель. Не будем же рано торжествовать, об этом позаботятся наложенные на нас нашими противниками штрафы. Но в любом случае, мы видим новую страну...

Процент всё удорожает.

Почему же всё не так? Здесь вкрался процент. Из-за выплаты процентов для населения дорожают продукты питания; из-за процента сахар и соль, пиво и вино, спички и табак и многочисленные иные ежедневные потребности облагаются косвенными налогами. Из-за процентов должны быть подняты прямые налоги, а также налоги на землю, что затем переносится на пшеницу; налог на дома, что увеличивает арендную плату; налог на ремесло, что давит на творческий труд; подоходный налог, что необратимо снижает уровень жизни служащих; и, наконец, – ненасытный ссудный капитал приходит вместе с налогом на ренту с капитала.

Любая рента с капитала, любой процент с капитала в конце концов возникает исключительно из работы всего народа. Плата процентов по государственным долгам занимает больше всего места в нашем государственном бюджете. Налоговые обязательства по ренте с капитала вносят в государственные доходы очень скромный вклад.

Ссудный капитал покрывает лишь от 1/30 до 1/48 всех государственных бюджетных потребностей...

Проценты подавляют бюджет рейха.

...У рейха в целом нет таких источников налогов, как у федеральных государств, право на прямые налоги находится у них, работающие предприятия рейха ограничиваются почтой и железными дорогами рейха (без прусских железных дорог). Таким образом, остаются лишь таможенные платежи и косвенные налоги. Соотношения этих источников доходов рейха (смотри государственный ежегодник Германского рейха 1917 и 1918 года) были: в 1915 году почта и железная дорога 1 миллиард, таможенные платежи 0,7 миллиарда, косвенные налоги – 1 миллиард, особые сборы (на оборону и т.д.) – 0,8 миллиарда, и т.д. Здесь такая же картина. Более трети, а именно 1,3 миллиарда, съели выплаты по процентам долга рейха. И сюда пробрался ссудный капитал. Также и здесь к удовлетворению потребностей он привлекает косвенные налоги. С сахара получено 163 миллиона, с соли 61 миллион, слива – 128 миллионов, табак, вина, осветительные приборы, спички, игральные карты и другие многочисленные источники налогов должны были работать, чтобы наскрести 1 миллиард, который безвозвратно перекочевал в кошельки капиталистов.

Как сегодня оплачивать проценты по долгам – загадка. Выплаты по процентам военного займа в 100 миллиардов, а также по другим военным кредитам требуют 8 миллиардов. Доходы от почты и железных дорог вряд ли могут быть увеличены. Таможенные платежи вряд ли нам больше можно будет собирать, остается лишь увеличение в 5 или 10 раз косвенных налогов; но это невозможно. Или ясное осознание того, что лишь слом кабалы денежного процента может принести нам спасение. Вся эта экономика военных кредитов была огромным денежным обманом. Сто миллиардов немецкий народ оторвал от себя на свою войну. 5 миллиардов процентов он себе пообещал за это. Значит, он должен заплатить 5 миллиардов налогов. В выгоде лишь крупный капиталист, который получает так много ренты с капитала, что вряд ли он сможет её употребить, а налог на ренту с капитала заберёт у него лишь скромную долю процента.

Хочу показать на одном примере, что вся процентная экономика – это великое заблуждение.

Допустим, доход главы семьи составляет 10.000 марок, плюс 5.000 марок ренты с капитала, тогда с этой суммы следовало уплатить где-то 1500 марок прямых налогов, далее, учитывая более дорогую арендную плату – минимум 1000-1200 марок за вечную аренду; ещё 1000 марок уйдёт на персональные налоги каждого члена семьи, состоящей из 5-6 человек, и уже сейчас понимаешь, что теперь в счастливых налоговых отношениях прошлых лет от прекрасной ренты с капитала малого и среднего капиталиста вообще ничего не осталось. О том, чтобы «осталось», сегодня вообще не может быть и речи. Напротив, уйдёт в виде налогов и существенная часть рабочего дохода, если применить сегодняшнее фантастические налоговые планы.

Выгоду получает только крупный капитал.

Конечно, совершенно по-иному обстоит дело у крупного капиталиста, который, скажем, получает ренту с капитала всего 1 миллион (таких людей сегодня в Германии достаточно много). Этот счастливчик платит налог с ренты 50-70.000 марок. Косвенных налогов он платит не больше, чем предыдущий отец семейства. На своё домашнее хозяйство и при сегодняшних дорогих временах он может потратить 40-50.000 марок и хорошо жить. У него остаются 900.000 марок, на которые он в следующем году при 5% получит новые 45.000 процента с ссуды, и всё это «правовым путем» за счет трудящегося населения.

Мелкому рантье не вредят.

Мелкий рантье, живущий только на свои проценты – ему бы без сомнения навредили. Он способен работать, тогда он решился бы, конечно, найти себе трудовой доход. При этом он в намного лучшем положении, чем миллионы его соотечественников, у которых нет ничего, кроме их физической и духовной рабочей силы. Если он этого не хочет, тогда он должен проедать своё состояние. Этого хватит на 20 лет, если он до сих пор использовал свои 5% для проживания.

Для людей, которые не в состоянии работать, которые ослаблены по болезни или возрасту, естественно, путём развития социальной системы для всех слоев населения, должно быть обеспечено соответствующее существование.

Я представляю себе эту социальную систему следующим образом.

Допустим, престарелая дама, вдова, жившая раньше на проценты от капитала в 60.000 марок, путём законодательно объявленного слома кабалы процента получает источник своего существования. Здесь с помощью широкого развития системы кредитной ренты данной личности даётся возможность получать соответствующую её капиталу кредитную ренту, причём годовая рента может быть даже выше предыдущего дохода по процентам, чтобы этому кругу лиц дать определенную компенсацию за понижение стоимости денег. То есть так, например, чтобы против отданных 60.000 марок в долговые обязательства рейха или в залоговые письма, ежегодная пожизненная рента составляла 4000 марок. Если у вдовы есть дети, и часть состояния она хочет им завещать, то ей даётся возможность только 40.000 превратить в кредитную ренту, в то время как остальные 20.000 остаются для детей. Из 40.000 марок, в зависимости от возраста желающей получать кредитную ренту, можно было бы выдавать до 1/12 вложенного капитала. Также и здесь следует обратить внимание на то, что по причине слома кабалы процента – уровень жизни вдовы из-за падения давящих налогов существенно повысится.

Всё рассказать невозможно, в каждом случае надо следовать интересам каждого отдельного слоя населения. Конечно, при каком-либо очень сложном требовании речь не идёт о том, что идти навстречу интересам каждого, однако вскоре у людей будет уверенность в том, что благоприятные последствия пойдут теперь на пользу каждому в отдельности.

Процент создаёт проблемы нашим детям.

Я уже пытался обратить внимание на то, что мелкий капиталист, которого побудили вложить свои сбережения в военные займы, ничего теперь с процентов не имеет, потому что он сам вынужден платить налоги на эти проценты, но – мало того. Благодаря налоговому законодательству, направленному на кормление крупного капитала, он же и оплачивают идущие капиталу проценты. Что, собственно теряет патриот, отдавший, будучи в глубокой нищете, свои 10.000 марок, кроме огромного права на то, чтобы в течение 100 лет получить процентов на 50.000 марок, при том, что капитал как был, так и остался? Ведь его дети и внуки будут вечно работать на то, чтобы иметь в первую очередь возможность выплачивать эти проценты.

Вопрос возврата отданных по займу денег может быть решён различными способами. Я предлагаю вместо выплаты процентов выплачивать обратно основную сумму по 5% в год в течение 20 лет. Кроме того, облигации военного займа при отмене выплат по процентам следует объявить законным средством платежа. Облигации при этом спокойно останутся лежать на хранении, – это как книга, шкаф или другой предмет, который дал в долг своему другу.

Выведение ценных бумаг с твёрдым процентом есть оздоровление в экономическом и социальном отношении.

Нужны тебе деньги – берёшь одну облигацию и оплачиваешь ею. В конце концов, они не менее красивы, чем купюры номиналом в 10, 20, 100 и 1000 марок. При этом о перенасыщении рынка платёжными средствами при плавном переходе от процентной экономики в беспроцентное народное хозяйство не может быть и речи. Облигации военного займа ведь уже полностью под контролем и охраной находятся на хранении в банковских сейфах или иных местах, где народ считает безопаснее, можно сказать, как в чулке...

Таким же образом следует провести отмену процентов на все ценности с твёрдым процентом. На эти ценности, а также на ценности с выплатой дивидендов, предлагается схема «возврата долга» в течение 20-25 лет с годовыми выплатами. То же самое и с ипотечными документами. Слом господства процента по отношению к ипотеке означает, без сомнения, решение жилищной проблемы, избавление от недоступной арендной платы. Также малопонятно, почему владелец ипотеки из выложенной один раз наличными суммы должен вечно иметь процент, почему ему обеспечен бесконечный приток благ, почему из года в год должна платиться высокая аренда. Совсем кратко следует пояснить, что речь не может идти о полной отмене аренды, так как управление и содержание домов требует постоянной работы и средств. То есть возможно будет только такое снижение уровня аренды, при котором последующий возврат ипотеки последует сам собой.

Далее со всей остротой следует подчеркнуть следующее: слом кабалы процента не имеет ничего общего с нашей созидательной работой, которая направлена лишь на то, чтобы не допустить препятствий духу предпринимательства, творческому труду, производству товаров, созданию богатств в лучшем смысле этого понятия. Напротив, в этой ситуации весь трудящийся народ освобождается от тупого, необъяснимого, тяжёлого пресса; наша душевная жизнь очищается от проникшего в неё яда.

История борьбы против процента.

То, насколько правильно на протяжении истории осознана проблема процента, мы узнаём по тому, что во все времена и у всех народов она занимала умы людей.

В Ветхом Завете мы находим 15 определений по поводу ослабления процента в форме того, что каждый седьмой год должен быть годом ликования, в котором прощались все долги соотечественникам.

Солон в 594 году до н.э. отменил личные задолженности. Этот закон назвали «освобождением от долгов».

Во времена Юстиниана был издан запрет на сложные проценты, причём с определением, что не могут быть более востребованы проценты, если неуплаченные проценты выросли до величины одолженного капитала.

Папа Лев I в 443 году издал всеобщий запрет на сбор процентов; до тех пор лишь клерикалам было запрещено требовать проценты с ссуды. Западное законодательство постепенно приближалось к канонической точке зрения, и даже наказывало взимание процентов штрафом. Мы можем найти подтверждения тому в предписаниях рейхсполиции от 1500, 1530 и 1577 гг.

Конечно, такого рода законы старались обойти. Стоит упомянуть об одном удивительном историческом факте: в то время, как каноническое право с XI по XVII века запрещало христианам взимание процента, евреям это было позволено.

Было бы интересно посмотреть, какие власти и силы снова и снова отменяли запреты на проценты.

В Средние века, конечно, с ростовщиками разбирались быстро: крестьяне или опустошённые горожане собирались вместе и избивали ростовщиков. Сегодня мы вступили в совершенно другую стадию развития проблемы процентов. Речь больше не идёт об отдельных проявлениях болезни, которые можно было бы побороть, вырезав гнойник, речь идёт о тяжёлом заболевании всего человечества. Совершенно особо следует подчеркнуть, что именно наша сегодняшняя культура, именно интернациональность международных отношений сделали принцип процента таким модным. В древности не было международных мировых властей. Войны также финансировались не за счёт долгов, а за счёт богатств, собранных в мирное время. Только Новое время с его непрерывностью собственности и его международным правом даёт возможность ссудным капиталам расти до бесконечности. Того пфеннинга, на который со времени рождества Христова начислялись проценты, больше не существует, потому что за это время права на собственность много раз сгибались под давлением силы; но тот пфеннинг, на который начислил процент старый Ротшильд, существует и будет существовать веки вечные, пока существует международное право. Кроме того, следует поразмыслить о том, что на всех земных просторах только в Новое время перешли от натурального хозяйства к денежной экономике. В этой связи особенно важно, что лишь в прошлом столетии, в его середине, были отменены все ограничения во взимании процентов и все запреты на проценты. Пример: Англия 1854 г., Дания 1856 г., Бельгия 1865 г., Австрия 1868 г.

То есть понятию процента, которое сегодня рассматривается неразрывно с понятием денежное имущество – не более чем половина столетия. Но именно это понятие процента сначала сделало деньги демонической властью такой всеобщей силы, какой мы её сегодня знаем. Лишь с середины прошедшего столетия начинается становящаяся затем всё сильнее задолженность государства капиталисту. Только с этого времени мы наблюдаем сокращение роли государства от управляющего делами содружества народов до управляющего делами капиталистических интересов. Это развитие достигло своего максимума в военных займах...

Ссудный капитал – изгой человечества.

Эти краткие экскурсы в историю облегчают нашу задачу окончательно порвать с представлением о том, что необходимо дать ссудному капиталу внеземную власть, чтобы он рос сам по себе вечно и непрерывно, обладая ужасающей выкачивающей силой. Дома и заводы, железные дороги и мосты стираются в пыль и пепел от ударов гранат, а ипотеки в целости и сохранности, долговые обязательства государства и железных дорог – тоже. Деревни и города, целые провинции подвергаются ужасному уничтожению, становясь жертвами войны, и это означает, что опять будут выпущены очередные долговые обязательства. С жадно сияющими глазами наблюдает на троне над облаками золотой интернационал за умопомрачительной деятельностью человечества. И недалеко то время, когда, наконец, всё человечество без остатка станет рабом процента на службе у маммонизма...

Заключительное замечание

Слом кабалы процента является радикальным средством для окончательного и длительного оздоровления наших государственных финансов. Слом кабалы процента означает возможность отказа от давящих прямых и косвенных налогов, так как производственные предприятия государства поставляют в казну достаточное количество средств, чтобы из них финансировать все социальные и культурные задачи государства. Исходя из данной финансовой точки зрения, слом кабалы процента придаёт труду во всех профессиональных областях присущее ему первое место. Деньги снова займут одну лишь им приходящуюся роль, а именно: быть на службе в сложной системе нашего народного хозяйства. Они вновь станут тем, чем они являются по своей сути – оплатой за произведённую работу – и таким образом расчистится путь к более высокой цели: ухода от неистовой жадности к деньгам, имевшей место в нашем столетии.

Должен быть создан крепкий фронт всего трудящегося населения, начиная от не имеющих собственности рабочих, которые, как мы видели, подвергаются очень сильному давлению косвенных налогов для удовлетворения ссудного капитала, затем весь буржуазный слой служащих, крестьянского и ремесленного среднего слоя, которые почувствовали господство власти денег в виде недостатка жилья, земельных, банковских и других процентов, вплоть до ведущих умов, изобретателей, директоров нашей крупной промышленности, которые все в той или иной мере находятся в когтях крупного ссудного капитала, для которых в качестве основной жизненной задачи всегда стояло зарабатывание ренты, процентов, дивидендов для играющих за кулисами денежных властителей. Не в меньшей мере это относится и ко всем слоям интеллигенции, деятелей искусства, писателей, актёров, учёных, а также других тружеников свободных профессий.

Как бы крупный капитал ни пытался скрыть факт своей неограниченной жадности к господству, как бы наше полностью построенное на римском праве законодательство не подчеркивало важность защиты собственности, должен наступить слом кабалы денежного процента. Это – единственное спасение от угрозы экономического порабощения всего мира со стороны золотого интернационала...

Возражения и их опровержения

...Самым частым возражением является: без наслаждения процентом никто не будет одалживать свои деньги.

А мы больше и не хотим, чтобы кто-то давал взаймы свои деньги. Кредит был западнёй, ловушкой, в которую попала наша экономика и где она теперь безнадежно застряла. Если народу действительно нужны крупные суммы, то их можно взять беспроцентно в Центральной Государственной кассе с обязанностью возврата, ведь есть новые банкноты – зачем брать у кого-то деньги, которые обернутся процентами?! – всё равно, бумага с процентами или без! – Но ведь за этим стоит рабочая сила, сила налогов народа. Почему изначально любые государственные затраты утяжелять свинцовой тяжестью вечного процента?!

Да, но как государство должно выполнять культурные работы в обществе? У него должны быть деньги, и с этой задачей можно справиться только путём кредитования.

Это утверждение основывается на исключительно маммонистическом ходе мыслей. Мы доказали, во-первых, что все культурные и социальные задачи государства могут быть покрыты из работающих государственных предприятий, из доходов почты, железной дороги, шахт, лесов и т.д. после слома кабалы процента. Во-вторых, у суверенного государства всегда в руках право решения о том, чтобы позаботиться о культурных расходах путём выпуска беспроцентных бумаг вместо объявляемых в маммонистических государствах выпусках ценны процентных бумаг на т.н. «особые культурные расходы». Совершенно непонятно, почему государство должно удорожать особые культурные задачи, например, строительство железных дорог, каналов, ГЭС путём обещания процентов. Если оно не может из текущих средств своих работающих предприятий оплачивать строительные расходы и т.д., то не видно причины, почему государство не должно делать деньги, для этого есть суверенный народ, признающий именно эти деньги платёжным средством. Но почему народ со всей своей рабочей и налоговой силой спрятался за кусочек бумаги (процентную ссуду), которая народу накладывает на шею вечную выплату процентов в пользу капиталиста?..

Капиталисты тогда привлекут к себе все изданные бумаги и будут их складывать.

Есть два крупных довода против. Во-первых, само по себе выполнится требование, что чистое денежное состояние не должно быть плодотворным, то есть капиталист сам сломал кабалу процента: ведь если капиталист свои бумаги хранит дома, то он сам по себе отказывается от процентов. Во-вторых, против этого говорит страх капиталиста за свои деньги. Можно себе представить бессонные ночи сторожа ценных бумаг, у которого дома громадное денежное состояние и он всё время боится воров, разбойников, взломщиков, обысков, пожара, наводнения. Я убеждён, что никто не выдержит такого напряжения долго и пойдёт в государственный банк. Государственный банк выдаёт квитанцию и отвечает только за состояние, но не за какие-либо проценты. В остальном любому остается ещё третья возможность, а именно, работать со своими деньгами. Создавать заводы и производить товары, участвовать в международных предприятиях, делать свою жизнь богаче и прекраснее, поддерживать искусство и литературу, то есть использовать свои деньги с пользой.

Но ведь может такое быть, что в каких-либо целях срочно нужен частный капитал, например, для испытания изобретений, образования компании и т.д.?

Это не имеет никакого отношения к слому кабалы процента! Потому что, во-первых, капиталист после уничтожения процента не имеет возможности более вложить свои деньги совершенно надёжно и спекулировать при помощи процента, и он всё больше будет склоняться рисковать своими деньгами в упомянутых целях. И потом, разве не слышишь от старательнейших предпринимателей, умнейших изобретателей жалобы на то, как тяжело в маммонистическом государстве получить деньги на эти цели, если не гарантирована рента? Во-вторых, задачей будущего государства должно стать оказание огромной поддержки любой прилежной силе. В-третьих, следует заметить, что если у людей есть готовность, с её помощью можно достигнуть намного большего. Радость от работы, прилежание и старание немецкого изобретателя, инженера, мастера настолько велики, что если дать государству право участия в их труде, то от этого выиграют все, в том числе и государство.

Слом кабалы процента обязательно приведёт к уменьшению состояния.

И кто же это утверждает? Ну и ну! Конечно, это верно в отношении того, кто свою жизнь настроил на получение процентов, а не решился трудиться; у того и через 20 лет с его пятью процентами его состояние останется на месте. Да, тогда всё в порядке. Мы хотим сломить кабалу процентов, мы хотим прекратить деятельность рантье – вот что должно быть высшим идеалом гражданина.

Я возвращаюсь назад: неверно, что слом кабалы процентов мог бы привести к отмене и к уменьшению состояний. Напротив, слом кабалы процентов развивает образование состояний по причине освобождённого и разгруженного от выплаты процентов создающего ценности и товары труда.

Слом кабалы процентов ведёт ко всеобщему удешевлению всей жизни, он разгружает нас от чрезмерного налогового бремени, так что в будущем для каждого рабочего человека возможности делать накопления только возрастут. И ещё. Работа промышленности по производству товаров и ценностей, работа торговли и ремёсел в результате слома кабалы процента не будет затруднена, а наоборот, будет развиваться...

Семейные узы слабеют и разрушаются, если детям не могут оставить состояния.

Я считаю, что деньги имеют мало чего, или вообще ничего общего со смыслом семьи, или вы слышали, что дети состоятельных людей больше зависят от своих родителей, чем дети бедных родителей, или же богатые родители любят своих детей больше, чем менее обеспеченные? Что же вообще важнее для детей: чтобы родители им дали максимально хорошее воспитание и научили прилежно учиться, воспитать их старательными, здоровыми и мужественными людьми, или чтобы они оставили после себя много денег? Без сомнения, нужно признать справедливое стремление обеспечить будущее детей также и финансово. Это стремление, в смысле накопления, ни в коем случае не будет ущемлено в результате слома кабалы процентов, напротив. Возможности накоплений станут больше, если наше народное хозяйство будет освобождено от всеохватывающего давления кабалы процентов. На примере мужчины с доходом в 10.000 марок и доходом от ренты в 5.000 марок мы видим, что все средние и малые состояния фактически освобождаются от «полезного жирка» прямыми и косвенными налогами. Нельзя же каждый раз повторять: ссудный процент, выплачиваемый малым и средним состояниям – это иллюзия, денежный обман, вращение по кругу, очень крупный ссудный капитал расписал и распространил веру в святость и неприкасаемость процента с помощью данного ему пресса по всему миру. Он даёт каждому видимое участие в прекрасном, завораживающем процессе наслаждения от процента, чтобы усыпить «плохие» мысли, которые должны бы быть связаны с ленивым и безработным наслаждением от процента, что побуждало бы к объединению товарищей по борьбе. И всё это во благо защиты этого высшего добра – маммонизма.

Чиновник, государственный служащий скажет: государство не может отказаться от своих обязательств перед тем, кто ему верит.

Что значит обязательства? Если государство наперёд знает, что оно сможет обещания выполнить их лишь тогда, когда оно у тех, кто ему верит, заберёт этот процент в той же мере в виде прямых и косвенных налогов, – где же здесь мораль? А не честнее ли согласиться: я смогу заплатить проценты, если соберу столько же налогов – но тогда во время войны мне обязательно нужны были деньги, и поэтому я устроило обман с военным займом; прости, любимый народ, это же было сделано ради тебя, и теперь не будем больше играть в прятки, я – государство – не плачу проценты, а ты – налогоплательщик – не должен будешь платить налоги для этих процентов, это существенно упростит наши отношения. Мы сэкономим на громадном налоговом аппарате и на таком же огромном аппарате службы процентов. Договорились?..

Финансовые политики и банковские специалисты объявят невозможным слом кабалы процентов в военном займе и государственных долгах, так как это будет равнозначно банкротству государства.

Простите меня, но, по Вашим словам, мы и без этого уже государство-банкрот, или должны им стать. Общественное заявление же о государственном банкротстве было бы самой большой глупостью, которую мы могли бы сделать...

Зачем объявлять себя банкротом, ведь если я переложил три марки из правого кармана моих брюк в левый, разве я не должен объявить себя банкротом правой штанины?

То же самое было и с военным займом: рейх вынул из кошельков народа первые действительно имеющиеся миллиарды, затем деньги снова потекли обратно; затем новый заем, и снова деньги потекли обратно; в другой раз пришёл насос и снова выкачал миллиарды, и снова они пришли обратно, – всё хорошо, пока игра не повторилась 9 раз и государство наделало долгов на 100 миллиардов. За это у народа скопилось на руках на 100 миллиардов прекрасно напечатанной бумаги. Сначала все воображали, что стали настолько богаче, но пришло государство и сказало: «Это ужасно, у меня 100 миллиардов долгов и я стою перед банкротством». – Да, ну почему же? Это же всего лишь самообман! Я же не могу стать банкротом никогда, если я свои деньги так часто перекладываю из одного кармана в другой... Поэтому не надо объявлять банкротства государства, а вот на огромной работе с дурацкими процентами и с большими, но ещё более глупыми налогами мы действительно можем сэкономить. Хватит нам заботиться о делах крупного ссудного капитала! Пользу от этой цепочки – «ссуда-проценты-налоги-обман» – имеет только крупный ссудный капитал, так как ему достаётся полный мешок денег, а эту прибыль оплачивает рабочий народ в виде косвенных налогов; а малый и средний капиталист при этом просто вертится по кругу.

Слом кабалы процентов только у нас в Германии провести нельзя; это должно быть сделано в мире, иначе мы потеряем любой кредит, капитал будет утекать и мы будем вынуждены выполнять наши процентные обещания перед заграницей.

Я соглашусь с тем, что по этому вопросу я дольше всего не давал ясности. Это самый тяжёлый вопрос, потому что он нас приводит к взаимоотношениям с другим миром – в то же время у предмета две стороны. С одной – мысль о сломе кабалы процента – это призыв к борьбе всех трудящихся народов против международной процентной кабалы денег, с другой – это радикальное средство против нашей внутренней финансовой нищеты. Но это собственно не причина, чтобы не подлечиться одним средством только потому, что такой же больной сосед это не применяет. Было бы полным идиотизмом, если мы в Германии и далее будем вертеться по этому проклятому кругу и платить налоги и проценты, когда нам стало ясно, что эта болезненная деятельность направлена исключительно на пользу крупного капиталиста. Так пойдём же вперёд с нашим примером освобождения, освободим себя от кабалы денежных процентов, и вскоре мы увидим, что сила этой крылатой освобождающей мысли побудит народы последовать за нами...

Коммунист говорит: вся эта мысль пойдёт на пользу лишь капиталу, он останется таким же, как и был, у бедного по-прежнему не будет ничего, а богатые останутся «при своих».

Да, мой друг, вообще очень тяжело с тобой спорить, если в душе ты коммунист, то есть действительно хочешь, чтобы «всё принадлежало всем», если ты считаешь возможными к выполнению обозначенные в качестве последних задач Советской республики «всеобщий учёт и контроль всего производства и распределения». Эта задача если и выполнима, то только в самом ужасном государстве принуждения. Будущее решит: или государство принуждения, которое в данном случае может выйти из большевистского хаоса, или государство с экономикой, освобождённой от кабалы процента, на которое я надеюсь. Если же ты на фабричной работе по приказу советского руководства всё-таки думаешь о том, что было бы прекрасно иметь собственный небольшой домик, кусочек собственного сада, если ты только о том и думаешь, как сэкономить с твоей зарплаты и что это сэкономленное принадлежит только тебе, тогда ты уже больше не коммунист, тогда уже в сердце ты не согласен с лозунгом «всё принадлежит всем». Ты – хочешь, чтобы именно то, что ты себе желаешь – жену, ребёнка, двор, сбережения принадлежало одному тебе. И видишь, мой друг, тебе не всё равно, если придет лучший и просто возьмёт у тебя твои сбережения от имени «всех», принесёт тебе другое мясо, а твоё возьмет, потому что всё мясо принадлежит всем, тогда, мой друг, я хотел бы тебя попросить, подумай, не означает ли коммунистический лозунг «всё принадлежит всем» конец любой культуры? Не ставит ли отсутствие какого-либо понятия собственности человека на уровень обезьяны?

Если «всё принадлежит всем», если можно, по мысли Ленина, вынудить в лучшем случае поставить под контроль и учёт всё общественное производство и распределение, тогда в лучшем случае из этого выйдет муравьиное государство. Тогда можно отказаться и от языка, нашей души, наших мыслей, молча и тупо исполнять свою работу. Вот и пришёл конец человека.

...В конце концов больше нельзя уже обещать «всё всем». К тому же это глупость; но любая мысль, любое действие, если оно чрезмерно до невозможности, становится в конце концов глупостью и превращается в свою противоположность. То же самое и с коммунистическими мыслями, что «всё должно принадлежать всем», это заканчивается тем, что у всех нет ничего. Голод, сомнения, нищета, болезни, нужда пришли в Россию, люди потеряли последние остатки жизненного мужества и радости.

Основное заблуждение социалистической мысли в конце концов сводится к неосознанию разницы между промышленным и ссудным капиталом. Стремящийся к проценту ссудный капитал является изгоем человечества. Бесконечный рост крупного ссудного капитала приводит к эксплуатации народов, а вовсе не творческий, производящий товары промышленный капитал.

...Если в богатую горную жилу в богатейшей Кобленской шахте положить много денег, шахта не начнёт сама по себе выдавать уголь.

Если люди изобрели деньги, то это имеет смысл и понятно: ведь в любом сложном обществе необходимо признанное средство оплаты за произведённый труд. Но то, что в них живёт какая-то сила, производящая себе подобных – а именно это делают деньги под процентом – это то, чего я внутренне не приемлю, это то, что поднимает деньги над всеми земными явлениями. В этом заключается самый огромный обман человечества! Ничто, никто не делает деньги из себя самого. Стол, стул, платье, дом, инструмент, короче, всё вокруг имеет какую-то стоимость. Старым столом, в конце концов, можно ещё топить печь, но 20-марковой купюрой ничего не сделаешь. Только когда люди сознательно сошлись в том, чтобы использовать деньги для обмена товарами, оплаты за труд, только тогда этот кусочек бумаги получил смысл, и очень понятно, что крестьянин за свою кукурузу от шахты получает не уголь, а деньги, то есть плату за другую работу, например посуду, плуг, вилы. Но на этом власть денег должна заканчиваться.

Итак, не деньги обеспечили успехи человечества, а люди сами их достигли – своим умом, мужеством духа, силой своих рук, совместной, то есть социально-прилежной работой. Так же гордо и ясно должны жить и мы.

Дальнейшая программа

Слом кабалы процента не является конечной целью нового государственного искусства. Конечно, это радикальнейшее дело, единственное, которое сплотит людей в едином союзе народов против обретшего сильнейшее господство маммонизма. Но не последнее. Однако слом господства процента берёт мировое зло за корень, и к тому же за основной корень.

Только когда будет сломана кабала процента, освободится путь к социальному государству. Это должно быть ясно осознанно и сделано несмотря ни на какую силу маммонизма. Социалистическое государство на маммонистической основе – это не более чем попытка укрупнения всех отраслей и создания повсюду огромных концернов, на которые в будущем, несмотря на налоги с капитала, крупный ссудный капитал будет оказывать решающее влияние. Это приведёт к необходимости компромисса между уже сильно зараженной маммонизмом социал-демократией и крупным капиталом...

Для нового государства мы требуем также народного представительства в форме палаты уполномоченных народом, которые выбираются на широчайшей основе, наряду с этим постоянную палату для работы, центральный совет, в котором трудящийся народ будет представлен по профессиональному делению и экономической структуре. В заключение мы требует высшей ответственности для руководителей государства. Этому новому государственному устройству на социалистическо-аристократической основе посвящена новая работа, которая вскоре выйдет в нашем издательстве. Предпосылкой для всего этого строительства остаётся слом кабалы процента.

Моя непоколебимая вера, даже больше – моё знание – даёт мне ясно понять, что слом кабалы процента не только не является насильственным, но будет и должен быть принят везде с энтузиазмом, ибо: вопреки всем остальным мыслям, движениям и устремлениям, нацеленным на улучшение жизни людей, моё предложение не пытается улучшить природу человека, а направлена против яда, явления, которое внутренним чувствам человека навязывают, чтобы сделать человека больным, чтобы человечество увязло в материализме, чтобы взять у него лучшее, что у него есть – душу. Рядом рука об руку идут денежные властители, для которых люди – это рабы процентов и нужны только, чтобы работать на ренту и проценты.

Ужасает правда старых библейских сказаний, в которых еврейский бог Яхве говорит «избранному народу»: «Хочу дать тебе в собственность все сокровища мира, в твоих ногах должны лежать все народы Земли, а ты – править над ними»

Этот мировой вопрос теперь и перед вами. Идея ясна, как день. И дело надо заботливо подготовить. Нам должно быть ясно, что перед нами сильный противник, вокруг которого все денежные короли мира. Вся сила на другой стороне. На нашей стороне лишь право, вечное право творческого труда...