https://dzen.ru/lev_valerich

Лев Валерьич

Как при царе помогали крестьянам, пострадавшим "от недорода хлеба" 1891-1892 года

"согласно отчету ведомства, возглавляемого цесаревичем, людишки если и мерли, то от тифа.
О летальных исходах от голода вы не найдете в отчете ни слова"...

На днях в моем ТГ-канале зашел разговор о голоде 1891 года, на тему того, что реальная ситуация не просто замалчивалась властями, но газетам и журналам даже было запрещено упоминать в печати само слово "голод", вместо которого журналистам велели писать "недород", либо "неурожай".

Что мы и видим, если обратимся к газетам того времени, к любым. Слова "голод" мы не встретим ни в одном официальном издании!

"Архангельские епархиальные ведомости", январский номер за 1892 год

Даже пожертвования, которые собирались в помощь голодающим, в основном силами прихожан местных церквей, в непострадавших от голода губерниях, именовались не иначе, как "в пользу пострадавших от неурожая хлеба".

Более того, в 1891 году власти запретили врачам упоминать в отчетных документах, в качестве причины, смерть от голода.

Было велено называть все летальные случаи - тифом...

Медико-санитарный очерк "Голодание", Л.А. и Л.М. Василевские, 1921 год.

Конечно, хрустобулочники всегда могут сказать, что Василевские писали свой очерк в 1921 году, а значит, они врали, комуняки не могут говорить правду, ага...

Но, пардон, в это можно было бы поверить, если бы слова Василевских не подтверждались "на самом верху", например, в отчете "Особого комитета", под предводительством будущего императора Николая II.

О помощи нуждающимся, смотрим на обложку отчета...

Так вот, открыв отчет по любой российской губернии, пострадавшей от голода 1891-1892 годов, в конце главы мы увидим вот такие слова...

Т.е. согласно отчету ведомства, возглавляемого цесаревичем Николаем, людишки если и мерли, то от тифа, иногда от цинги. Но о летальных исходах от голода вы не найдете в "Высочайше утвержденном" отчете ни слова...

Ладно, с этим все понятно, давайте перейдем к "помощи", отчет цесаревича ведь был посвящен именно ей.

Я не буду целиком описывать всю ту несуразицу, которую царское правительство выдавало за помощь пострадавшим "от недорода" подданным империи. Вы можете самостоятельно изучить отчет, он имеется в моей библиотеке, которая доступна всем, без исключения.

Я же хочу заострить ваше внимание на том, как лихо и беспринципно чиновники "пилили" деньги, выделенные из казны и собранные населением, на нужды голодающих.

Приведу простой пример, в 1892 году из казны были выделены средства, на закупку лошадей для тех губерний, в которых, из-за "неурожая", практически не осталось тягловой силы для работы в поле.

Куда делись лошадки можно не гадать, тут не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что лошадей крестьяне.., просто съели.

Так вот, на закупку лошадей в других регионах, не пострадавших от "недорода хлеба", согласно отчету из казны было выделено 1 800 000 рублей, эти деньги чиновниками были благополучно освоены.

И даже кое-что осталось...

Ну вот же, скажете вы, лошадок закупили, крестьянам помогли! Но не спешите радоваться. Деньги из казны выделялись на покупку лошадей, из расчета цены, за "весеннюю" лошадь - 25 рублей, за "летнюю" - 15 рублей.

А по факту выделенные из казны деньги были потрачены вдвое, весной за лошадей платили, как вы видели выше, по 52 рубля за голову, а летом по 35 рублей. Это не просто дорого, а очень дорого! Преступно дорого, особенно, учитывая ситуацию, при которой проводились закупки.

Средняя цена лошадки, с учетом сезонного изменения цены, в этом случае, вышла не в запланированные 20 рублей, а в 39 рублей 40 копеек за голову.

А теперь следите за руками, из потраченных на закупку лошадей денег, в сумме 1 678 976 рублей, половину стоимости чиновники попросту украли, а вторую половину, барабанная дробь, возложили на крестьян...

Да друзья мои, лошадок крестьянам никто бесплатно не раздавал, их им продали, в долг, по обычной их рыночной стоимости...

Т.е. по факту произошло следующее: лошадей закупили примерно на указанные 725 тысяч рублей, как раз из расчета стоимости запланированной ранее и за эти же деньги втюхали крестьянам, в долг.

Остаток денег, а это более половины от потраченной суммы, попросту испарился вникуда. Кто-то продал казне лошадок по 52/35 рублей за голову, во время страшного голода, при цене лошади в 25/15 рублей, и борода в масле.

Но не спешите делать окончательные выводы, дальше еще веселее. Лошадей крестьянам продали, но чем они их будут кормить? Опять же съедят! Эту проблему решили организацией, так называемых, "кардов"...

Т.е. лошадок крестьянам продали в долг и завели их на казенные конюшни, а за то, что лошади там пребывали, крестьянин, едва стоявший на ногах от голода, помимо того, что должен был заплатить за лошадку по ее обычной рыночной стоимости, еще и обязывался отработать, вспахать бесплатно пару десятин земли. Вот это помогли, так помогли!

Чтобы вы понимали, любая помощь, которую оказывало царское правительство голодающим крестьянам, не была безвозмездной. Об этом прямо, без капли стеснения пишется в отчете.

Выглядело это примерно так, для того, чтобы хоть во что-то одеть крестьян, которые из-за "недорода" продали свои последние рубашки, в пострадавшие от голода губернии отправили людей, которые должны были организовать там государственную "помощь".

А по факту нагрузить работой крестьянских жен и дочерей, выдавая им сырье для переработки. Но не все крестьяне могли "воспользоваться помощью"...

Прочитали текст выше? А теперь вдохните поглубже и читайте далее...

Все, выдыхайте. Вот такая была помощь крестьянам от царского правительства, которой не все могли воспользоваться.

Нет у меня уже сил читать это лицемерие, "высочайше одобренное", да не абы кем, а будущим императором России, Николаем II, царем, при котором Российская империя приказала долго жить.

Читайте дальше сами, ссылка на отчет комитета в статье, а я пойду отдыхать, но скорее всего, смотреть кошмарные сны.

29 сентября 2025

-- Может быть, уместно и упомянуть здесь. Что продразверстку придумали не ужасные большевики во главе с Лениным, а царь-батюшка, ныне святой страстотерпец Николай Второй Кровавый...

"16 (29) ноября 1916 г. был принят закон об осуществлении заготовок, то есть принудительную раскладку по обязательным правительственным нарядам по губерниям, уездам, селениям по поставке зерна, то есть фактически близко к хлебной монополии, поставки хлеба в казну по твердой цене. Общий размер задания в начале определялся огромной цифрой – до 900 млн. пудов".

В декабре 1916 года правительство в лице нового министра земледелия, председателя Особого совещания по продовольствию Александра Риттиха вынуждено было пойти на крайнюю меру – ввести обязательную поставку хлеба в Москву по твердой цене согласно разверстке. Разверстку хлеба в количестве 772 млн. пудов предполагалось произвести подворно.

29 ноября 1916 года управляющий министерства земледелия Александр Риттих подписал постановление «О разверстке зерновых хлебов, фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года. Сроки на доведение размеров разверстки устанавливались крайне сжатые: до 8 декабря ее требования должны были выполнить губернии, к 14 декабря – уезды, к 20 декабря — волости и экономии, к 24 декабря – села. Вполне понятно, что эти меры селом были встречены негативно, как и попытки ввести в конце 1916 года твердые цены на продовольствия, которые деревня сочла заниженными.

В декабре 1916 года российское правительство попыталось конфисковать хлеб из сельских «запасных» магазинов, где крестьянский общины хранили запас на случай голода, но эта мера была отменена после ряда народных столкновений с полицией.