Лев Валерич

Сколько денег отдала церковь фронту во время Великой Отечественной войны

Раз уж в РПЦ заговорили о значительной роли церкви, во время Великой Отечественной войны, то лично мне хотелось бы видеть и даты, когда церковь, в масштабах всей этой организации, а не отдельных ее представителей, начала что-то делать для фронта.

Дело в том, что по факту церковь в принципе не могла заниматься "значительной материальной помощью" фронту, как минимум до января 1943 года. Просто потому, что она этого не делала, занимая то ли выжидательную позицию, то ли очень стеснялась.

Только в январе 1943 года, т.е. после того, как всему миру стало понятно, что судьба армии фельдмаршала Паулюса, окруженной под Сталинградом, уже решена, а в войне наступает коренной перелом, митрополит Сергий обратился к Сталину.

Причем сделал это с максимальным, как сейчас бы сказали, пиаром, публично, через советские газеты...

Не забыв в своем обращении, все с таким же пиаром, упомянуть, что некий настоятель Колчицкий уже готов внести целых 100 тысяч рублей, видимо заработанных кровью и потом, у станка или в поле...

Далее, с января 1943 года, получив добро от Сталина, церковь действительно перечисляла деньги на нужны фронта, на заведенный ей спецсчет в Госбанке СССР. Но тут стоит заметить, что "значительная материальная помощь", это не собственные деньги церкви, если они у нее вообще могут быть, заработанные честным трудом, а деньги собранные с граждан СССР.

По факту же с 1943 года церковь всего лишь выполняла функции посредника, между гражданами страны и Фондом обороны, который и без ее услуг пополнялся населением СССР, отдававшим фронту последнюю копейку.

Зато сейчас представители РПЦ без зазрения совести говорят о "значительной материальной помощи". Как будто это они свои собственные деньги перечисляли фронту.

Как же это легко, украсть Победу...

Но про то, когда они стали это делать и что именно их к этому подтолкнуло, традиционно - молчок.

...о конкретных суммах говорить сложно, сие тайна, покрытая мраком. Но о первых взносах, сделанных в январе 1943 года, когда церковь соизволила наконец очнуться, видимо узрев, что в войне наступает коренной перелом, мы знаем благодаря, уж простите, любви к банальному хвастовству.

Спустя несколько дней, после того, как было опубликовано обращение митрополита Сергия к Сталину, с просьбой открыть спецсчет для церкви, а именно 15 января 1943 года, в газете "Известия", равно как и во многих других советских изданиях, было опубликовано письмо митрополита Алексия.

В котором он пишет о том, что церковь горит желанием помогать наступающей Красной Армии.

И тут же отчитывается, что одна только возглавляемая им епархия, буквально за каких-то десять дней, с того момента, как Сталин дал добро на создание, для церкви, счета в Госбанке СССР, перечислила более трех миллионов рублей!

По тем временам это огромные деньги, танк Т-34 стоил порядка 130 тысяч. Но суммой в три миллиона дело не обошлось, и в этом же обращении митрополит говорит о дополнительных 500 тысячах рублей, которые его епархия отправляет непосредственно на строительство танковой колонны "Дмитрий Донской".

Как видите, вклад, выраженный в натуральной наличности, был действительно серьезный. Одна только Ленинградская епархия наскребла по сусекам целых 3 682 143 рубля. Это очень много! А ведь в СССР было более 80 епархий.

И все бы ничего, можно было бы даже похвалить церковь, если бы не один момент, на который я хочу обратить ваше внимание.

В 1943 году этих ихних интернетов еще не было, как и моментальных переводов на карту или по номеру телефона. А деньги у церкви были, и это значит, что все эти деньги, внесенные церковью в Фонд обороны в коротком промежутке, между с 5-го и 15-го января 1943 года, в церковных сусеках пылились давно.

Но по какой-то причине эти миллионы не оказались, в виде брони и пламенных моторов на фронтах Великой Отечественной войны, ни в 1941 году, когда Красная Армия, отчаянно сопротивляясь бешеному натиску немцев, пятилась к Москве, ни в 1942 году, когда захватчики развернули свои танковые армады на Кавказ и в сторону Волги.

В самые тяжелые годы, когда фронту нужна была каждая копейка, которую, кстати, и без услуг посредников отправляли в фонд обороны простые люди со всей страны, церковь фронту не помогала, во всяком случае так, как это происходило с января 1943 года.

Еще раз делаю упор на то, что церковь стала как-то шевелиться только после того, как под Сталинградом была окружена шестая армия Паулюса и весь мир понял, что это ничто иное, как коренной перелом в войне. Видимо совпадение?

Никаких танковых колонн или построенных, за счет церкви самолетов, даже единичных, до 1943 года история не знает.

"Известия", №266 от 11 ноября 1943 года

Но после января 1943 года деньги нашлись, причем миллионами рублей. И вот с этого времени, буквально о каждом крупном переводе на нужды фронта, церковные иерархи сообщали через печать, всей стране.

Я внес 100 000 рублей! Из личных средств...

"Известия", №67 от 21 марта 1943 года

Почему так? Могу лишь только догадываться. Но боюсь, что мои соображения некоторым товарищам сильно не понравятся, оскорбятся. А я не хочу никого оскорблять. Точка.

сентябрь- октябрь 2025

Из комментов:

-- Сам собой напрашивается вопрос: а сколько сейчас церковь отдаёт фронту?

-- На одном из дзеновских каналов автор, который и поныне "за ленточкой" , обмолвился, что с гуманитаркой от церкви им пришли только "молитвословы". И это в самом начале, когда нужда в гуманитарке была очень острой. Всему рады были, вплоть до макарон...

-- ...напоминает прочитанный "Порт-Артур", когда для солдат и матросов "сверху" присылали лишь нательные иконки...

 

-- Тогдашняя РПЦ передавала деньги, которые жертвовали верующие. Ничего из ритуального золото и серебра церковь в фонд обороны не передавала. То есть ничего своего она не жертвовали. Кстати, а какими трудами"праведными" епископ Звенигородский набрал аж 100 000 рублей сбережения?