Либерализм для чайников

Либерализм нынче ругают многие. Это модно. Вот только не все знают, что это за зверь. Поэтому иногда возникают такие казусы, что человек ругает либерализм и тут же защищает его ценности, даже не задумываясь об этом.

Так что же такое, этот упоминаемый сплошь и рядом либерализм?

 

Либерализм — лат. liberalis — свободный.

Существует несколько направлений либерализма. Среди них наибольшее развитие получил политический и экономический либерализм.

В основе политического либерализма лежит представление о том, что каждый человек лучше всего знает, что лучше для него.

В основе экономического либерализма лежит представление о том, что свободный рынок сам сбалансирует спрос и предложение, невидимая рука сама всё отрегулирует, свободная конкуренция всё отконкурирует, главное — поменьше государственного регулирования; иными словами — смотреть и не мешать.

Если обобщить, то либерализм — это идея о том, что все должно саморегулироваться и самонастраиваться. Все люди взрослые, самостоятельные, а вмешиваться в дела взрослых самостоятельных людей не стоит.

Таким образом, либерализм — это минимизация роли государства в жизни человека и общества, а также в экономике и вообще во всем, где можно переложить права и обязанности на какие-нибудь частные структуры.

 

В либеральном государстве СМИ независимые, обучение платное, медицина платная, заводы частные, дороги платные, инфраструктура строится теми, кому она нужна и далее по списку.

Все само. Каждый сам устраивает свою жизнь.

Нужна дорога — стройте и берите деньги за проезд. Родили ребенка — ищите детский сад, потом школу, потом платите за него, растите; какого вырастите — такой и будет. Роль либерального государства в воспитании сводится к посадке вашего ребенка в тюрьму за тяжкие телесные, если таковые воспоследуют в результате того, что вы, зарабатывая ему на обучение, лечение, жилье, машину и радости помельче, уделяли недостаточно внимания его же воспитанию.

Сурово? Ну вот такое оно, либеральное государство в натуральную величину.

 

Армия в либеральном государстве может быть частной, а может и отсутствовать вообще, если либеральное государство входит в какой-нибудь блок вроде НАТО и отдает землю для иностранных баз, после чего оказывается под внешней защитой.

Дорожная полиция и суды в либеральном государстве могут быть в ведении муниципалитетов. Потому что на местах виднее, как регулировать движение и кого за что судить.

Банки в либеральном государстве частные. Включая центральный банк. Более того, центробанка и собственной валюты у либерального государства может не быть вообще, если государство пользуется некоторой наднациональной валютой типа евро.

Надеюсь, основной принцип я объяснил.

 

Повторюсь — либерализм базируется на представлении о том, что каждый сам хозяин своей судьбы.

Минимум государственного регулирования как в экономике, так и в жизни. Это значит, что государство никому ничего не должно. Или почти ничего. Выдало паспорт — и свободен. Гуляй! Все дороги перед тобой, только плати.

Если в либеральном государстве мужчина решил жениться на другом мужчине и они хотят усыновить кактус — значит, им так надо. Нехай. Взрослые люди, им виднее, как лучше жить.

Сами, всё сами, каждый за себя.

 

Либеральное государство в пределе — это декоративное образование, этакая тонкая оболочка, отделяющая граждан одного либерального государства от другого такого же, расположенного вон за тем холмом. И никаких виз. А деньги всё равно общие по всему материку.

Нравится такая модель? А вот многим нравится. Многие так и хотят жить.

 

Но я хотел сказать еще об одном проявлении либерализма.

Внешнеполитический либерализм.

Казалось бы, какой может быть во внешней политике либерализм? Она же внешняя! На самом деле, может.

Позволю себе еще раз повторить базовые принципы либерализма — каждый сам знает, как ему жить, каждый сам решает свои проблемы, роль государства минимальна, госрегулирование должно быть понижено до уровня плинтуса, а местами и вовсе отменено.

Вот как этот принцип выражается во внешней политике на примере Украины:

Украина сама должна решать свои проблемы. Украина — независимое государство. Украинцы выбрали евроинтеграцию, это их выбор. Киев должен сам решить проблему со своими регионами. Мы уважаем их выбор. Они сами устроили майдан, значит, сами должны разбираться с его последствиями. Если вице-президент США занимает место президента Украины — это их дело.

Они сами, они взрослые люди, это их выбор, это не наше дело.

Это и есть принцип либерализма в натуральную величину.

 

Сильное государство не даёт излишней самостоятельности ни собственному обществу, ни соседям. Оно регулирует отношения и активно вмешивается в неблагоприятные процессы.

Сильное государство нуждается в квалифицированных кадрах, для этого оно делает образование бесплатным и обязательным, развивает науку, делает занятие наукой престижным, выпускает научную литературу и далее по списку. Либеральное государство говорит — "учитесь сами".

Сильное государство не позволяет развиваться у своих границ вражеским режимам, оно применяет в таких случаях спецслужбы, создает экономические и политические препятствия для своих противников и финансирует своих сторонников. Если же к власти в соседнем государстве приходит вражеский режим, то сильное государство находит там, у соседей, своих сторонников и даёт им оружие, обучает их, снабжает разведданными и присылает военных консультантов — вежливых и не совсем. Либеральное государство говорит — "это их суверенный выбор".

Сильное государство ищет возможности развернуть ситуацию в своих интересах и, как правило, такую возможность находит. Либеральное государство надеется, что всё отрегулируется само, невидимой рукой рынка и незримыми щупальцами свободы и демократии.

Тезис о том, что мы не имеем права вмешиваться в чужие дела, придуман либералами, которые твердо верят, что каждый сам лучше знает, как ему жить, даже если это знание ведет к майдану, покрышкам, терактам и наркоторговле.

 

Коммунисты говорили: нам не нужно ждать милости от природы (врагов, контры, капиталистов), находили соратников в стане врага, забрасывали туда Штирлица, поддерживали партизан и подполье и добивались результата.

Русские императоры говорили, что у России есть два союзника — армия и флот — и посылали этих союзников решать проблему там, где она возникла у наших границ, а порой даже и далеко за этими границами.

Русские патриоты самых разных взглядов — монархических, коммунистических, старославянских — взяли в руки оружие и пошли защищать Донбасс. А либералы, как и положено либералам, принялись читать мантры о невидимой руке рынка, незримых щупальцах свободы и демократии, о правах человека...

 

Так вот: если вы тоже считаете, что украинцы должны сами у себя навести порядок при помощи "невидимой руки рынка" или "незримого щупальца свободы и демократии" — значит, вы самый настоящий — не буду повторять этого слова лишний раз.

Если вы считаете, что бардак на Украине — это личный выбор украинцев и пусть они живут так, как хотят — тогда не жалуйтесь, пожалуйста, если ваш сосед окажется однополым, усыновит кактус и будет катать его в коляске под вашими окнами, дефилируя в стрингах и сверкая хорошо выбритым задом. Он имеет на это точно такое же право, как украинцы на свой бардак. И если ваш сосед окажется наркоман и вы найдете у своего ребёнка шприц или пакетик с чем-то похожим на чай — не жалуйтесь, это тоже их свободный выбор — и вашего соседа, и вашего ребёнка. Точно такой же выбор, как и выбор украинцев, в который настоящему либералу вмешиваться непозволительно, принцип не дает.

Надо быть последовательным!

Если мы требуем от людей с радугой на флаге вести себя тихо и незаметно, не устраивая парадов по центральной площади, если мы боремся с наркоманией и запрещаем распространять отраву по стране, то мы должны того же самого требовать и от наших соседей, то есть от Украины.

И не только требовать, но и пресекать действия, идущие во вред нашему народу и стране.

Потому что устные требования на пидорасов, наркоманов и бандеровцев действуют так же, как на стену горох. Чуть менее, чем никак.

Государство, если оно еще не окончательно либеральное, должно действовать.

 

А чтобы государство действовало, во главе его должен стоять государь.

У монархистов государь назывался императором или царем.

И коммунистов государь назывался генеральным секретарем.

И только у либералов страну возглавляет "эффективный менеджер".

Государь — это тот, кто не только говорит слова, но и претворяет их в жизнь.

Государь — действует. Либерал — говорит.

У либералов все должно быть само, а сказанное вообще не обязано совпадать с делом, потому что у либерала никто ничего не обязан, особенно государство. У либералов никто ни за что не отвечает. Каждый сам за себя. Только невидимая рука рынка за всех. И такие же невидимые щупальца свободы и демократии. И права человека.

2017