https://peremogi.livejournal.com/65976050.html
Александр Довженко как пример [censored] пестрования украинцев в СССР
Украинский советский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург. Основоположник украинского советского киноискусства. Народный артист РСФСР (1950), лауреат Ленинской (1959, посмертно) и двух Сталинских премий (1941, 1949).
Из дневниковых записей Довженко (ISBN 978-966-03-6219-2):
- "Паршивенький Урюпинск. Сижу в городском саду, загаженным русским духом, кругом пустота и мерзость провинции" (дневниковая запись от 8 июля 1942 г.)
- "Балашов. Убогий русский грязный городок... - Люди здесь злые и жестокие, - говорит мне наша киевлянка, которую судьба загнала сюда во время эвакуации" (дневниковая запись от 12 июля 1942 г.)
- "В Саратове неприятные люди. Грубые и некрасивые. Много лиц бандитско-хулиганских. Город безвкусен, как и все русские города" (дневниковая запись между 14 и 20 июля 1942 г.)
- "Мы проехали от Саратова до Тамбова... По тротуару проходят тупые и некрасивые люди. Ни одного красивого лица. Ни одного приветливого выражения, ни стройной четкой фигуры. Ободранные старые и молодые люди ходят без каких-либо знаков человеческого достоинства в позах. Они похожи на муляжи или на расхлябанные чудовища. Вид такой, будто из них вынут мозг... Страна Хлестаковых, Маниловых, Смердяковых и Держиморд" (дневниковая запись от 7 августа 1942 г.)
- ...В записи от 8 августа 1942 г., впрочем, появляются "прекрасные русские люди" - глава облвоенкомата Тамбова и секретарь обкома Рязани. Они помогли Довженке бензином.
Александр Довженко о представителях других национальностей, дневниковые записи:
- "мерзкие крымские татары";
- "карачаевцы, темные и глупые людишки";
- "паразитарные горные народцы [Кавказа]";
- "евреи... черт бы их, падлюк, побрал";
- "чеченцы, ингуши, абхазы, азербайджанцы, грузины, казахи, узбеки и туркмены - все это дерьмо. Живут как скоты, этнографический хлам".
«Русский народ внес в нынешнюю жизнь свои исторические черты. Раньше искореняли староверов – теперь искореняют оппозицию. Раньше тупо молились – теперь так же тупо повторяют заученные слова из газет. Русский народ – это полукровка, в нем – и татарская кровь, и мордовская… Кацапы, одним словом. Украинцы – и добрее, и умнее, и интереснее» -- 1940 г.
"Как тяжело думать, что под моим украинским красивым дубом выросла, окрепла толстая еврейская свинья Луков и оскаленный русский шакал Савченко, и больше ничего. Такая тошнотворная судьба Киевской Шулявской киностудии" (дневниковая запись между 14 и 17 апреля 1942 г.)
И в записи от 14 апреля 1942 г.: "Под моим украинским дубом едят желуди еврейские свиньи и шакалы".
*****
Апрель 1942 г., Довженко размышляет откуда среди украинцев столько предателей и дезертиров. И приходит к выводу: это потому, что в УССР мало учили украинской истории и языку: "В университете размовляли только первокурсники и поэты. Остальные все по-русски, на радость Гитлеру".
*****
Из агентурных сообщений НКВД о Довженко и советской украинизации:
13 февраля 1941 г.: "На днях, во время моего последнего приезда в Киев, ДОВЖЕНКО рассказал (в присутствии А.Г.КАНТОРОВИЧА — работника Всесоюзного кинокомитета) о своем последнем разговоре с т. Н.С.ХРУЩЕВЫМ:
«…Мне Никита Сергеевич сказал, что все мои установки полностью верны. Студия должна ставить только украинские темы и работать должны украинские режиссеры. Я сказал Никите Сергеевичу, что меня обвинили в антисемитизме за то, что я не дал постановки нескольким режиссерам-евреям. Никита Сергеевич сказал мне: „Не слушайте никого, гоните их в шею, а если надо — ссылайтесь на меня“. Никита Сергеевич еще сказал, если сможете, завтра, когда я буду на студии, задайте мне вопрос на эту тему и я дам разъяснение всем режиссерам».
Надо сказать, что ДОВЖЕНКО, видимо, искажает установки, получаемые в ЦК партии. Доказательством может служить следующее: И.А.САВЧЕНКО (режиссер кинофильма «Богдан Хмельницкий») и А.Г.КАНТОРОВИЧ рассказали мне о том, что говорил тов. Н.С.ХРУЩЕВ на киностудии после просмотра фильма «Богдан Хмельницкий», а именно:
«Киевская киностудия, — сказал т. ХРУЩЕВ, — может ставить фильмы не только из жизни Украины, но и из жизни других народов СССР, но обязательно на украинском языке и с украинскими актерами. Так мы будем растить свои кадры. Вообще нам все равно, пусть и турок приезжает к нам на Украину работать, но обязательно, чтобы изучал и знал украинский народ и его потребности».
Это, приблизительно, одинаково сказали каждый порознь (САВЧЕНКО и КАНТОРОВИЧ)".
*****
Агентурное сообщение НКВД о Довженко, 25 июня 1941 г. (война началась):
В присутствии МАРКУСА [И.] (кор[респонден]т [газеты] «Кино»), ЛУКОВА Л. (режиссер), КОВАЛЕНКО М. (зам[еститель] директора студии), ДМИТЕРКО Л. (писатель) и источника разыгрался следующий возмутительный инцидент. Режиссер САВЧЕНКО поставил перед ДОВЖЕНКО вопрос о том, чтобы оборонные короткометражки выпускать сперва на русском языке, так как в Красной армии нет специальной украинской армии, и вся агитация ведется по-русски. САВЧЕНКО сказал, что ДОВЖЕНКО должен поставить этот вопрос перед ЦК КП(б)У, перед И.Г.ЛЫСЕНКО. М.КОВАЛЕНКО поддержал САВЧЕНКО, кое-кто еще поддержал. Но ДОВЖЕНКО с яростью и злостью начал кричать, что ему лично секретарь ЦК КП(б)У т. Н.С.ХРУЩЕВ запретил делать фильмы по-русски, и он не будет менять установки. САВЧЕНКО пытался объяснить, что речь идет о военном времени и о фильмах для Красной армии. Но ДОВЖЕНКО категорически возразил: «Я не буду по первому же поводу менять установку».
*****
Из агентурных сообщений НКВД:
8 января 1941 г.: "ДОВЖЕНКО изгоняет со студии (под маркой создания национальных кадров) всех неугодных ему работников. Уже изгнал ПЕНЦЛИНА, АННЕНСКОГО. Подкапывается под САДКОВИЧА, САВЧЕНКО, ЛУКОВА и др. ...Расправляясь со своими противниками под лозунгом украинизации студии, ДОВЖЕНКО, вместе с тем, не останавливается перед тем, чтобы отталкивать от студии всех нежелательных ему украинцев."
...Сейчас опять придут в комменты люди, утверждающие, что украинизация закончилась в конце 20-х. Им хоть кол на голове теши.
*****
Из обсуждения:
-- Чому ций щирый та гарный украинец в грязных городишках Поволжья, а не в цветущих окопах или не в партизанском отряде?
-- В Москве скаклина Довженко жил на Кутузовском проспекте, в хорошей квартире. Но и там усраинскому пышатому членкину синематографа было плохо: и машины катаются, и деревов мало, персиковые садочкы на Кутузовском не бджолят, а квартира "сталинские катакомбы", еда невкусна, а РАБОТНИЦА ПОДАЁТ СМЕТАНУ не в глечике, а в отвратном стеклянном сосуде. Кто так ПОДАЁТ на стол? Писало усраинское скотинище и выродок ЛЕТОМ 1942 года.
апрель 2023
Из Википедии, подробнее копать смысла не вижу:
"С 1928 по 1946 год Довженко находился под пристальным наблюдением органов госбезопасности как Украины, так и СССР, что следует из рассекреченных агентурно-оперативных материалов дела-формуляра «Запорожец» ОГПУ — НКВД — НКГБ — МГБ. ... Дело Довженко велось по подозрению в участии в «украинском контрреволюционном националистическом подполье». Националистические настроения режиссёра особо подчёркивались в докладной записке НКВД УССР в Москву «Об активизации антисоветской деятельности националистических элементов среди работников фронта науки и культуры на Украине» от февраля 1941 года. ... Тем не менее режиссёр довольно долго продолжал пользоваться поддержкой властей".
А вот украинская, показательное:
"У той же час [1914 год] Довженко на деякий час став активістом українського самостійницького руху. ...що тепер «вже все цілком ясно... Україна в українців, Росія в росіян». ... Упродовж 1918–1919 років воював проти більшовиків у лавах армії УНР".