redstarcreative

Wokeism — идеология прогрессив-активизма XXI века

Идеология wokeism'а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения. Учитывайте, что все эти формулировки "population parity", "Increase representation" даются без конкретного указания. Проблема в том, кто их будет воплощать в жизнь: вменяемый спокойный человек или упоротый на своих травмах невротик. И сумеют ли остановить такого невротика? И какой ценой? В общем, вопрос упирается не в установки сами по себе, а в их воплощение. Протест против гибели Флойда тоже по разному выражали: кто с плакатиками ходил, а кто магазины грабил. А называлось все одинаково: протест угнетенного меньшинства.

Модернизм

1. Началось всё, если игнорировать ранних утопистов, конечно, с Маркса. Маркс добавил к философии, в числе прочего, во-первых, представление о том, что общественная наука должна не изучать принципы функционирования общества, а менять общество (активизм). Вторая важная нам мысль Маркса — теория конфликта, т.е. представление, что общественные силы (разделенные в его понимании по экономическому признаку) находятся в постоянном конфликте с нулевой суммой за материальные ресурсы, власть и возможнoсти для самореализации. Третья релевантная идея — предположение о том, что массы держатся в подчинении в том числе и при помощи культуры, созданной господствующим классом; то, что в целом впоследствии критики назвали культурный марксизм.

2. Франкфуртская школа в попытках разобраться, почему же пролетарской революции на Западе не случилось, соединив идеи Маркса и Фрейда, решила, что причина — то, что они назвали структурным или системным угнетением. Пролетарские массы интернализировали угнетение потому что последнее присутствует во всех общественных институтах: семья, церковь, культура, мораль и нормы приличия.

Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.

В то же время в итальянской тюрьме, коммунист Антонио Грамши пишет о том, что единственный способ осуществить значимые социальные изменения — медленно и планомерно оккупировать (путем устройства туда на работу) все общественные институты: университеты, школы, госслужбу, газеты, театры (Долгий марш). Потом Европе на некоторое время стало не до общественных наук, а затем пришел второй большой компонент идеологии СС — постмодернизм.

Постмодернизм

Если у марксистов и последователей все ещё присутствовал материализм — представление о том, что существует объективная реальность, совпадение представлений о которой с её проявлениями есть истина, то постмодернизм покончил с этим пережитком XIX века.

3. Мишель Фуко успешно запустил в ноосферу идею о том, что реальность, даже если она и существует, неважна и недоступна. Знания неполны, чувства неточны; то, что в обществе считается истиной, формирует тот, у кого есть власть. Истина — социальный конструкт, продукт общественной системы. Наука, к примеру, процесс осуществления власти через претензию на знание истины. Власть применяется через дискурс. Дискурс — то, что допустимо говорить о каком-либо событии или явлении. Всё общество, сознательно или нет, принимает участие в создании и формировании дискурса. Так появился еще один ключевой тезис идеологии СС — о принципиальной недоступности истины.

Здесь очень важно понимать отличие такой позиции от скептицизма: если скептицизм сомневается в возможности человека познать реальность (бытие) без искажений и указывает на неизбежные "фильтры" восприятия и осмысления, выражаясь современной терминологией -- на отличие модели от явления, но при этом признаёт стремление уменьшить неопределённость (ну, кроме самых первых, чисто философофских умозрительных позиций древнегреческого скептицизма, которые тогда же и дорабатывали до "сцепления" с действительностью разными способами), то упомянутый постмодернизм не сомневался в адекватном познании Истины, а именно что отрицал её как таковую, заявляя Истиной искуственные конструкты. Парадигмальная разница понятна: если скептицизм способствует поиску новых знаний и отрицанию догматизма, то постмодернизм, играя словами, разрушает познение как таковое, уравнивая всё между собой как в равной степени недоказуемое. Опять же, обратите внимание на отличие: одно дело -- сомневаться во всём, другое -- приравнивать разные позиции как одинаково недоказуемые. На примере: мы не можем утверждать, что-де завтра Солнце не взорвётся -- может, там уже какие инопланетяне бомбу подложили и она тикает. Но заявлять, что-де вероятность того, что взорвётся и не взорвётся -- крайне странно, не так ли?

4. Герберт Маркузe в работе 1965 г. "Одномерный человек" впервые сделал вывод, что культурное доминирование и консьюмеризм настолько расчеловечили обывателя, что социальный активизм возможен только альянсом из либеральной интеллигенции (мозг) и этнических меньшинств (мускулы). Имя самой известной его студентки, Анджелы Девис, знает каждый советский человек. Его студенты сыграли значительную роль в бунтах середины 70-х. Он же — автор эссе "Репрессивная толерантность”, где сформулирована очень актуальная сейчас идея, что настоящая толерантность состоит в агрессивном неприятии согласия (других людей) с любыми идеями, несоответствующими его представлениям об истинной свободе.

А здесь очень важно понимать отличие толерантности от терпимости.

ТЕРПИМОСТЬ -- моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Однако речь идёт именно о стремлении, а не о безусловной парадигме "иначе нельзя": у терпимости есть порог.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ же в гуманитарном плане заявляется "научным синонимом" терпимости, однако стоит посмотреть на понимание термина в медицине: "снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов". Т.е. организм перестаёт реагировать на чужеродные, вредные вещества. Иными словами: отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

5. Вот мы и добрались до ключевого инструмента идеологии СС — деконструкции. Деконструкция придумана философом-постмодернистом Жаком Деррида для анализа текстов, понятий и значений. Если формулирование понятий — осуществление власти, то деконструкция — анализ высказывания, текста или понятия до тех пор, пока не прояснится, кем и в целях доминирования над кем оно сформулировано. Дальше произошло соединение элементов марксизма, критической теории и постмодернизма в единый всепобеждающий комплекс идей, захвативший в конечном итоге интеллектуальный мир.

Wokeism

Итак, представления об истине прошли путь от "объективная реальность" к "твоя/моя реальность", следующий шаг — "моя реальность как женщины, гея, черного или трансгендера".

6. Постмодернизм установил, что представления о реальности формируются с целью осуществления доминирования одной общественной группы над другой, и истина принципиально недоступна. Критическая теория в целом приняла понятия и инструментарий, но внесла одно уточнение: если все на свете есть осуществление доминирования и власти, то единственный объективный опыт, не поддающийся деконструкции — опыт подвергшегося насилию или угнетению. Таким образом, мы можем отличить объективное и реальное от деконструируемого или иллюзорного по тому, слушаем мы угнетателя или угнетенного. Единственный критерий реальности — lived experience, или нарратив человека, пережившего опыт угнетения.

7. Ключевой элемент уже современной нам идеологии социальной справедливости — интерсекциональность, сформулированная Кимберли Креншоу в 1991 в небольшой, но эпохальной работе "Исследуя границы", критикующей движение борьбы за гражданские права.

Границы здесь — границы борьбы за гражданские права, где, по представлениям Креншоу (черной феминистки, это не констатация фактов о ней лично а культурно-философское течение), борьба чернокожих за расовое равноправие концентрируется на мужчинах, а борьба феминисток — на белых женщинах. Таким образом, она сама оказывается не только испытывающей два угнетения по цене одного (т.е. интерсекционально), — расовое и по признаку пола, — но и оказывается за теми самыми границами.

Ключевым элементом личности, таким образом, становится осознание всех граней своего угнетения по уникальным для себя внешним признакам. Она же придумала писать расовый идентификатор Black с заглавной буквы; Black здесь не внешние признаки расы, а общий опыт угнетения по расовому признаку; единственное, что у людей (по представлениям этой группы) вообще может быть общего. Эта работа же также положила начало тому, что на языке идеологии СС называется progressive stack или иерархия угнетения. Тот из присутствующих, кто испытывает наибольшее количество аспектов угнетения, т.е., к примеру, черная лесбиянка-трансгендер с инвалидностью, представляет наиболее близкую к реальности картину мира и имеет право на приоритет в высказывании своего мнения и командный голос в активистской деятельности.

 

8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism'а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:

- общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;

- весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;

- традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально-демократическое государство (вообще-то русские принадлежат к белой расе; когда это у нас было традиционным либерльно-демократическое государство?!) являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;

- единственная доступная человеку объективная истина — опыт угнетения; единственное, что может связывать людей — совместный опыт угнетения;

- наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;

- общество, таким образом несправедливо и подлежит переустройству путем деконструкции поддерживающих угнетение институтов: семьи, государства, культуры, белых мужчин;

- белые в борьбе за переустройство общества могут быть только союзниками (allies), их роль состоит в выполнении команд маргинализированных меньшинств;

- если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black, так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;

- цель переустройства общества определяется как diversity, equity и inclusion.

 

В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).

Это комплекс понятий, представлений о реальности, методов познания мира и общественных институтов, созданных белыми гетеросексуальными мужчинами для маргинализации и угнетения расовых меньшинств, LGBTQIA+ и женщин (порядок не случаен), aka современная технологическая либерально-демократическая западная цивилизация. В числе подлежащих деконструкции такие институты угнетения, как гетеросексуальная семья, наука вообще и точные науки в частности, технологии массового производства и евроатлантическая культура, в особенности элитарная.

 

Итак, о diversity, inclusion и equity, сокращенных критиками в акроним DIE.

Diversity — цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).

Inclusion — представление о недопустимости в стране или организации травматического опыта, напоминающего маргинализированным группам об угнетении. К мерам по достижению относятся триггер-предупреждения, цензура и деплатформинг, а также safe spaces — расово-сегрегированные пространства, где у представителей меньшинства есть возможность избежать травматического опыта созерцания белых угнетателей.

Equity — равенство результатов (в отличие от equality — равенства возможностей и равенства перед законом; это как раз институт угнетения). Состоит в предоставлении исторически угнетенным меньшинствам бОльших стартовых возможностей (позитивная дискриминация), а также исправления любого финального неравенства как продукта системного угнетения.

Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.

 

Литература

  1. James Lindsay – Cynical Theories
  2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
  3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay "Repressive Tolerance"
  4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
  5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
  6. Robin DiAngelo – White Fragility
  7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist

ноябрь 2020

Заслуживющее внимание дополнение от emdrone:

Очерк интересный, но явно недостаточный: автор его пишет туманно, "образовалось" или "развилось", НИ РАЗУ НЕ СООБЩИВ НАМ:

-- кто давал деньги на движуху,

-- почему так мыслящие профессора не выпинывались из университетов, а выкармливались,

-- кто был той ВОЛЕЙ НАД этими разрознёнными личностями, которая связала воедино грамшей с дерридами;

-- и так далее

Очерк следует начать с того, как, став обладателями больших денег, ростовщики и торговцы решили уничтожить империи, т.е. режимы, где власть передавалась по крови, и тем была не доступна им.

В результате первой "партией большевиков" стали масоны XVIII века, чья идеология нападала на трон и клир, и чьё согласованное действие обеспечило победу масонской программы
на всеобщем съезде сословий во Франции, тем начав Великую Французскую Революцию 1790-х.

Успех пытались повторить несколько раз — например, в 1848-м, начав бунты сразу во множестве мест ("Весна народов"), за полгода до которых к их началу была заказана брошюра
молоденькому Марксу. Мы сегодня это изложение масонской программы (вместе с несколько замутнённо-обобщённым изложением даже обобществления жён) знаем как "Манифест коммунистической партии".

После угасания путчей и разгона революционеров Маркса выпинали за подрывную деятельность говённым сапогом на остров, уже давно, с 1650-х, принадлежащий банкирам, успевшим
отрубить голову королю и тем научивших последующих царствующих относиться к ростовщикам "правильно", подчинённо (напр., английская королева не имеет права заходить в принадлежащий банкирам лондонский Сити — это государство в государстве со своим управлением и администрацией).

Сидя на острове, маркс выдумал новую "подложку" к масонской программе бунтов, по заказу выдумав, на какие группы надо поделить общество по принципу " кто пойдёт громить, а кого надо будет уничтожить для взятия власти ростовщиками"; выходило, что надо будет действовать в две волны, сперва убив аристократов и передачу власти по крови, а затем поднявшихся уже промышленников, ибо власть должна перейти к финансистам.

Отсюда декларируемая в марксистской ортодоксии как "законы общества" нужда в двух революциях — буржуазной сперва, а затем коммунистической.

Выдумка, кого с кем стравливать, Марксом была связана в единую историю цельнотянутой из религии схемой, списанной со сценария "конца света", параллели прямые.

А обоснование, почему одни группы должны убивать другие, было сделано на основе фальшивого, лживого "экономического" обоснования, которое (в чём Маркс 1:1 сходен и с Рикардо,
и с нынешними экономическими либералами-рыночниками, один в один) полностью вырезает из объяснений системообразующую роль банков и ростовщичества.

Однако сама эта экономическая сказка подложена под ту же самую масонскую методичку о выведении нового человека, с полным разрущением истории и памяти о прошлом. Недаром с такой яростью во Франции 1790-х меняли даже названия месяцев, календарь -- и точно так же в России 1920-х убивали напрочь преподавание истории, традиционную семью, общинность, любые намёки на патриотизм и т.д.

И в точности тот же самый набор приоритетов стоит за культурными погромами 1960-70-х в странах Запада во время их культурной революции, убравшей национальные элиты из университетов и власти — например, в США:

- новое образование, на идеях оглупления масс;

- секс, наркотики и рок-н-ролл (т.е. новая музыка порывающая полностью с традицией, основанная на примитивизации, введении гипнотических и вводящих в транс повторений и обязательного битья в барабаны) (тут добавлю, что затем появившийся hard rock был вновь "белой" музыкой -- сложной, в том числе и в плане ритм-секции; затем народу вновь подсунули диско со стандартным ритмом 2 Гц, затем — всяких хип-хоп и рэп, не так давно — этот, как его... хард-бас; всё -- именно что примитивное и ритмичное).

- разрушение семьи объявлением крепкой семьи "авторитарностью", но семьи из которой бегают дети — нормой;

- дальнейшее разрушение идеи мужчины и женщины диктатурой ЛГБТ;

- и так далее.

В точности тот же набор методик вводился во время погрома стран соцлагеря и в кусках расчленённой России/СССР.