Омовение мощей
W.: Вот чего не знал, так это того, что в таком-то почтенном возрасте узнаю про христианство что-то новое. Однако...
Честно: подумал, что какая-то подстава. Наняли актёров и всё такое. Но как-то слишком масштабно, да и рвение водички начерпать -- Станиславский был бы в восторге, откуда столько гениальных актёров найти?
Однако -- всё есть даже в Википедии.
"Протопоп с двумя чередными священниками этой церкви стали подносить упомянутые иконы и фарфоровые блюда патриарху Никону, который погружал в воду святыни и выдающиеся части святых мощей. Затем подносили ему один за другим упомянутые ковчежцы, он читал имя святого, которого мощи заключались в каждом из них, певчие же пели соответствующий тропарь, в то время как патриарх погружал в оба сосуда видимые части святых мощей и лобызал их, потом давал целовать нашему учителю, при чем к ним прикладывался и я. Мы рассматривали их и передавали другим, которые обтирали их и вкладывали в ковчеги.
Таким образом подносили патриарху второй, третий ковчежцы, пока не поднесли все.
Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: лопата Иоанна Крестителя; правая длань Евангелиста Марка и пять его перстов, которыми он начертал св. Евангелие, длань апостола Андрея, локтевая часть руки св. Стефана перводиакона, части мощей апостола Пpoxopa, правая рука Иоанна Златоуста, правая рука царя Константина Великого, правая рука мученика Феодора Тирона, глава Феодора Стратилата, глава Григория Богослова, глава мученика Евгения, глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом..." -- ну и так далее.
Это архидиакон Павел Алеппский, "Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века".
А вот тут -- на церковнославянском, рукопись "Большой Потребник", 1625 год.
Руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в интервью радиостанции «Говорит Москва» начал выкручиваться. Мол, "Насколько можно доверять тому материалу, о котором вы говорите. Прямо скажем, видеомонтажом владеют маленькие дети. Но если это нарушение, то оно подлежит суду епархиального архиерея или церковному суду". Как думаете, если подобное было нормой в XVII веке, если не позже, то какова вероятность, что иеромонах не изучал историю собственной церкви?
И вообще: "Обычаи не формализуются, но они существуют. На часть обычаев мы смотрим, так сказать, искоса. Например, у нас любят цветы приносить к каким-то праздникам, потом берут лепестки этих цветов, куда-то уносят. Это обычай. Людей притеснять за это нет смысла. А ещё ниже стоят суеверия и предрассудки. Вот их надо искоренять".
Сравнивать подношение цветов и распитие воды с омовения трупа -- это мило, конечно. Но я вот не понял: этот церковный чин, практиковавшийся РПЦ ранее, -- суеверие или же предрассудок? Очень интересно!
Место события: Slava Rusa, село в Румынии, которое входит в состав коммуны Слава-Черкезе (Слава Черкесская). На одну деревню приходится аж два монастыря -- женский Введенский старообрядческий монастырь и Успенский старообрядческий мужской монастырь.
P.S. Племя яномамо обитает в сельве на границе Венесуэлы и Бразилии. Труднодоступность места обитания помогло им сохранить свои ритуалы и обычаи. Так, янамомо по сей день практикуют так называемый эндоканнибализм — поедание умерших соплеменников. На самом деле траурный пир — последний этап похоронного обряда. Вначале тело кремируют, затем кости дробят и вместе с пеплом складывают в горшок. Потом, обычно по случаю какого-нибудь праздника, из останков и бананов делают пасту, которую поедают всей деревней.