https://is4umielofon.livejournal.com/15682.html

is4umielofon

Притча о Великом Атеисте

Христианские источники очень любят тиражировать эту притчу в урезанном виде.

К сожалению, так и не удалось найти вариант без купюр, поэтому попытаюсь восстановить по памяти.

 

  Итак, во вpемена дpевние, тысячу с лишним лет назад жил один паpень. Его национальность значения не имеет*, как и пpоисхождение. Задумал тот молодой паpень стать атеистом. А ходили в те вpемена слухи о некоем Мойше*-атеисте, что мог любого священника в диспуте за пояс заткнуть. Решил юнец найти этого Мойшу-атеиста и стать его учеником. Много он ходил, много людей pасспpашивал о Мойше, и вот, после нескольких лет стpанствий, он подошел к хижине, где, как ему сказали, жил Великий Атеист. Hа стук ему ответил дpебезжащий стаpческий голос:

— Кого там несет на ночь глядя?

— Пpостите, но вы ли Мойша-атеист?

— Пока живу, надеюсь, юноша.

— Я пpошёл много миль, я путешествовал по pазным стpанам, чтобы найти вас. Я хочу стать вашим учеником.

Стаpик удивленно уставился на юношу.

— Учеником? Hо чему ты можешь обучиться у меня? Я не pемесленник, не ученый, не политик.

— Я слышал, что вы — величайший атеист. Я тоже атеист и хотел бы слушать ваши доводы и учится.

— Так ты, юноша, атеист?

— Да, я не веpю ни в каких богов. Их нет.

— Что же, интеpесно... Hо послушай меня, юноша. Ты читал Библию, Коpан или Апокpифы?

— Hет, но...

— Hе пеpебивай стаpших, юноша. Ты pазговаpивал со жpецами, священниками, имамами?

— Hет.

— Ты совеpшал паломничества в святые места?

— Hет, но зачем? Я же не веpю в это.

— Ты жил пpи ските отшельников, наблюдая за их жизнью и pазговаpивая с ними?

— Нет.

— Hу, тогда, юноша, ты не атеист.

— А кто я тогда?

— Ты — невежда!

 

Парень уныло побрел прочь от хижины и подумал, что если прав Мойша и нужно говорить со многими верующими о религии, то так же нужно говорить со многими атеистами об атеизме.

Внезапно он увидел совсем уж древнего старика, выползающего из какой-то норы. Парень спросил его:

— Кто ты?

— Я — тот, кто раньше жил вон в той хижине.

— А кто же живет там теперь?

— Пришли попы со своими рабами и прогнали меня, один из них остался там и уже долгое время выдает себя за меня, чтобы ловить молодых парней в свои поповские сети.

— Но я не вижу ничего плохого в том, что он мне сказал.

— Он сказал тебе, чтоб ты шел и разговаривал с верующими о религии и читал их книги, иначе ты не атеист, а невежда?

— Все верно! Как ты узнал?

— Я давно живу в этой норе и вижу, что сюда многие юноши приходят, а потом большинство из них возвращается к нему, уже будучи жрецами, чтобы поблагодарить его за наставление на путь истинный.

— Но почему так происходит?

— А потому что человека нужно познакомить с религией как можно раньше, пока он еще молод и не научился видеть ловушки. Он надеется, что рано или поздно ты попадешь в какую-нибудь из них. И это работает, потому что любая религия почти целиком состоит из разных ловушек, а большинство молодых людей попадаются в них. Вот ты, например, тоже попался.

— Я не увидел никакой ловушки!

— Естественно! Если бы видел,  то не попался бы. Атеисты — это и те, кто ничего не знают о богах, т.к. никогда даже и не слышали о них, и те, кто не верят в то, что боги  существуют, и те, кто верят в то, что боги не существуют. Они могут быть как невежественными, так и многознающими, но все они — атеисты. Общение с верующими и чтение религиозных книг не дало бы тебе ничего, что помогло бы избежать этой ловушки. Тебе нужно было бы почитать что-то о том, что такое демагогия и понимать, что когда мошенник пытается подменить понятия, а ты этого не замечаешь, ты попадаешь в ловушку. Ты не заметил и попался.

— Зато я заметил, что вы говорили о том, что атеисты бывают те, кто не верят в то, что боги существуют, и те, кто верят в то, что боги не существуют. Разве это не одно и то же?

— Хм. Но там же кванторы разные... ладно, вот пример:

Один утверждает: Я не верю в то, что все лебеди черные.

Если его спросят: Знаешь ли ты, какого цвета лебеди в Западной Австралии?

Он ответит: Без понятия!

Другой утверждает: Я верю в то, что черных лебедей не бывает.

Если его спросят: Знаешь ли ты, какого цвета лебеди в Западной Австралии?

Он ответит: Любого, но только не черного!

... Помочь разобраться в этом не помогут ни разговоры с верующими, ни чтение их книг.  Нужно читать о формальной логике или хотя бы научиться играть в логическую игру.

— И больше ничего не нужно, чтобы стать атеистом?

— Если ты и на практике, и в теории не исходишь из допущения о том, что утверждение "бог существует" является истинным, то больше ничего и не нужно, чтобы стать атеистом. Но если ты хочешь научиться ловить мошенников на лжи, то тебе нужна будет и формальная логика, и знание о когнитивных ошибках.  Ты всегда сможешь показать, что если начать мыслить с "чистого листа", забыв все, что ты знаешь, и даже не будучи вооруженным всей мощью известных сегодня способов мышления,  а хотя бы будучи предупрежденным о том как мыслить нельзя, то прийти к идее о боге можно только если допустить какую-нибудь ошибку в мышлении. Люди, которые стараются не допускать ошибок, когда смотрят на окружающий их мир, пытаясь понять как все устроено, называются учеными. Если ты решил стать образованным атеистом, тебе нет нужды разговаривать с верующими и читать их книги, тебе стоит посмотреть на историю развития науки и тогда ты увидишь, что наука, совершенствуясь, каждый раз выгоняла бога в область неизвестного. Ты увидишь, что бог всегда прячется во тьме незнания и наука, приходя куда-то и разгоняя эту тьму светом знания, каждый раз избавлялается и от бога. Поэтому я и говорю, что будучи в трезвом уме и ясной памяти к идее бога прийти невозможно.

— Все-таки я сомневаюсь в том, что уж совсем ничего не нужно знать о религиях.

— Представь, что кто-то тебе говорит, что стальной пилой можно валить лес быстрее, чем каменным рубилом. А кто-то другой утверждает, что нельзя отрицать ценность каменного рубила прежде, чем не научишься им орудовать, изготавливать его, находить правильные камни для него. Изготовление таких рубил — это целая наука. Ты можешь потратить полжизни изучая все премудрости того и другого дела, чтобы сравнить. Вместо этого, ты мог бы взять двух профессионалов и сравнить с какой скоростью они валят лес. Изучать религию самому — это плохой метод, по сравнению с наблюдением за соревнованием профессионалов. Метод самостоятельного изучения религии, по сравнению с наблюдением — это все равно что каменное рубило в сравнении со стальной пилой — ты потратишь гораздо больше времени и сил, а добьешься такого же результата. Просто потому, что ты пользовался инструментом, который приспособлен совсем для другой задач, а именно: рубило нужно для того, чтобы валить лес, если у тебя нет стальной пилы. Правильным методам ты тоже научишься и, надеюсь, быстрее, чем я. Вот скажи, как ты поступишь, чтобы понять, стоит тебе становится карманным воришкой или рыбаком?

— Ну...

— Хорошо, а чтобы ты сделал, если бы ты пользовался методом, которым научили тебя в хижине великого атеиста?

— Ага, я бы пошел к воришкам, научился бы у них науке отвлекать внимание жертвы от своих рук, развил бы ловкость пальцев, чтобы незаметно таскать кошелек...

— Да-да, и если бы случилось так, что стражники не поймали тебя и не отрубили бы тебе руку, стал бы ты расставаться со своими друзьями и забывать навыки, которые дались тебе с таким трудом и риском для здоровья и жизни?

— Думаю, не знаю, сложно, наверно я бы решил и дальше становиться все более ловким воришкой.

— Ага, но это до тех пор, пока бы тебя стражники не поймали и не отрубили бы руку, а если бы они поймали тебя, вернулся бы ты к первоначальному плану?

— Да, мне бы не оставалось ничего, кроме как освоить профессию рыбака...

— Ага. Профессию однорукого рыбака... Ну, вот и получается, что действуя методом, предложенный тебе в хижине, ты лишился бы руки, потратил бы много времени и пришел бы к тому же, к чему мог бы прийти, если бы поинтересовался тем, какое положено наказание за воровство, как часто ловят воришек, и скольким из них пришлось поменять профессию и сравнил бы с тем, как живет большинство рыбаков... Я потратил почти всю свою жизнь на то, чтобы общаться с верующими и изучать их религии и теперь, в конце жизни, могу сказать, что это было бесполезной тратой времени. Мой учитель тоже предупреждал меня об этом. Я решил проверить и убедиться. Ты, конечно же, тоже можешь проверить. Но если что, я тебя предупредил.

* И действительно, национальность парня никакого значения не имеет, по сравнению с тем, что великий атеист, судя по всему, по национальности — жид пархатый.

19.02.2018