https://www.facebook.com/yuri.tkachev/posts/1511897542261309

Юрий Ткачёв

Светское сектанство

Как-то запустил я процесс ознакомления достопочтенной публики с методами психологического насилия, применяемыми сектами - и, в частности, политическими, или светскими сектами.

Напомню, отличие сект от других объединений состоит в стремлении к получению полного контроля над мыслями, чувствами и действиями человека через разрушение его личности и создание новой. Значительная часть воздействий этого рода базируется на теории когнитивного диссонанса.

Автором теории когнитивного диссонанса является Леон Фестингер. Именно он предположил, что психология человека устроена так, что ищет гармонии между убеждениями, мыслями и действиями человека, в оригинале "между тем, что он делает, что он знает и чему верит".

Если все три составляющие пребывают в гармонии, то это называется консонансом - это естественное состояние человеческого сознания. Если же консонанс разрушается, то наступает диссонанс - неблагоприятное, некомфортное состояние, и сознание пытается вернуться в состояние консонанса.

Самое интересное свойство состоит в том, что если нарушается ЛЮБАЯ из трёх составляющих, то остальные две изменятся для того, чтобы вернуться к консонансу. Следствие: если так или иначе заставить человека делать нечто, что противоречит его взглядам и идеалам, то взгляды и идеалы соответствующим образом изменятся. Правда, произойдёт это через некий период психологического кризиса, который будет вызван когнитивным диссонансом.

К примеру (я подбираю примеры из наиболее близких мне сфер) если человек долгое время вынужден говорить (писать) что Янукович - мудак, Путин напал, а жители Донбасса - сплошь серое быдло, то через некоторое время он сам в это поверит. Причём поверит на полном серьёзе: когнитивный диссонанс сознание разрешит как бы само. Это - защитный механизм психики.

Однако секты используют принцип когнитивного диссонанса намеренно - для того, чтобы сломать, уничтожить старую личность.

Например, членов сект заставляют вести себя странным, непривычным, новым для них образом. К примеру, их могут заставлять носить непривычную одежду (или вообще ходить голыми), делать странную причёску (или бриться налысо), вести непривычный образ жизни (жить на природе или за пределами знакомых мест, иметь непривычный режим питания и сна, заниматься тяжёлым физическим трудом или, напротив, искусственно ограничивать физическую активность), заниматься сбором пожертвований на улицах, обращаясь с просьбами к совершенно незнакомым людям и т.п. - в общем, делать то, что вызовет когнитивный диссонанс. Конечно, самым простым способом разрешения этого диссонанса является прекратить диссонирующие действия - например, вообще уйти из секты. Однако хитрость состоит как раз в том, что к тому моменту, как манипуляторы прибегают к такому приёму, человек уже подсажен на секту. Для него секта - это место, где его любят, ценят, где им восхищаются. И уход из этой секты сам по себе будет травмой.

Хитрость состоит в том, что от человека не требуют сразу многого, чтобы не вызвать слишком уж сильный диссонанс. Секта действует принципами "тысячи крошечных уступок", когда действие, которое требуется совершить сейчас, противоречит установкам человека, но не очень сильно. Грубо говоря, дискомфорт, причиняемый диссонансом, должен быть слабее, чем дискомфорт от мысли об уходе из секты. Более того, если человек всё-таки совершает то, что от него требуется, он получает "воздаяние" в виде похвал и восторгов - достойная плата за "небольшой" дискомфорт.

Но проблема в том, что когнитивный диссонанс никуда не девается. Человек понимает, что ведёт себя "не так". Но поскольку он продолжает так себя вести, сознание ищет выход - и находит его в расшатывании базовых установоко. Человек как бы говорит себе: это не действия "не такие", а это его убеждения и мысли раньше были "неправильными". Сознание начинает меняться.

Каждая такая перемена, к слову, дополнительно "расшатывает" сознание: оно становится более гибким, мобильным в плане установок. В следующий раз человеку уже будет проще пойти на уступки, и его разум урегулирует диссонанс быстрее и с меньшими потерями.

У "опытного" сектанта сознание настолько мобильно, что почти сразу реагирует на любые перемены. Классическим является пример секты, в которой членов убеждали в неизбежной гибели мира от потопа и заставляли бросать свои семьи, продавать имущество и селиться в общине, которая, как уверяла лидер секты, спасётся. В назначенный день никакого потопа не состоялось, и по идее секта должна была распасться. Однако лидер секты заявила, что потопа не случилось потому, что бог оценил усердие членов секты и пожалел человечество. Сознание членов секты было уже настолько мобильным, что моментально разрешило диссонанс путём усвоения новой установки - это и понятно, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя полными идиотами, да ещё и подвергнуться травле со стороны большинства.

А теперь давайте вспомним историю с ношением кастрюль, которая так нас веселила. С точки зрения теории когнитивного диссонанса это выглядит уже вовсе не смешно.

Человек понимает, что носить кастрюлю на голове - противоестественно, глупо и попросту стыдно. Но он надевает её потому, что так делают его друзья по майдану. Стоя на площади в кастрюле на голове, он ощущает диссонанс - но видит, что вокруг него стоят другие люди в кастрюлях, которые демонстрируют ему симпатию и поддержку. Ему комфортно в их компании, и сознание разрешает когнитивный диссонанс предельно простым способом: оно "переписывает" базовую установку, и человек и правда начинает думать, что в этом нет ничего смешного или глупого. Тем более, что со сцены ему предлагают вполне логичное объяснение того, зачем это надо делать - в знак протеста против "драконовских законов" ("потопа не было, потому что бог пожалел мир ради нашего благочестия").

Отметим, что к тому моменту сознание активистов было уже достаточно расшатано "тысячей маленьких уступок", сделанных ранее. И хотя когнитивный диссонанс, который у них возникал, должен был быть довольно серьёзным, "тренированное" сознание с лёгкостью его разрешило - и расшаталось ещё сильнее, будучи готовым в следующий раз совершить ещё более сильное отклонение от привычного поведения.

Именно так многие (не все! методы сект вообще работают не на всех людей!) активисты перешли от "милых глупостей" вроде кастрюль на голове к откровенным злодействам (или одобрению злодейств).

Правда, повторюсь, методы сект работают не на всех - а точнее, не на всех работают одинаково. Я видел массу людей, которые вынуждены были изменить свой образ действий и свои мысли, но остались верны своим изначальным убеждениям на глубинном, внутреннем уровне, потому что эти убеждения уж очень укоренились. Эти люди вынуждены были жить в состоянии когнитивного диссонанса даже не месяцы, а годы. Стоит ли удивляться тому, что у них развивались мощные психологические кризисы (дополненные к тому же дополнительными стресс-факторами - гибелью товарищей, неприятием их позиции со стороны друзей и родных и т.п.), приводящие иногда попросту к деградации личности - например, злоупотреблению алкоголем и т.п.? Эти люди, попавшие "на конвейер" светской секты, оказались "бракованным товаром", не нужным ни секте, стандартам которой они так и не смогли начать соответствовать до конца, ни прежнему миру.

19.01.20018

Прим.W.: Это, кстати. также к теме якобы этногенеза щирости. Просто требуется распромытие и перемещение в другую психологическую реальность. Это не просто, но реально.