http://kritix.ru/religion-and-atheism/205-privivanie-dukhovnosti-v-rossijskoj-imperii
Прививание духовности в Российской империи
Многие «патриоты» часто любят вспоминать о величии Российской империи. А особенно о том великом состоянии, что ныне зовется «духовностью». Они отвергают категорически тезисы, согласно которым «духовность» эта поддерживалась при помощи штыков, а также тот факт, что эти самые «духовные» люди с легкостью с нею попрощались, как и остальным атрибутами РИ в 1917 году.
Несколько важных источников высокой духовности в Российской империи стоит отметить. Они, как ни странно, напрямую связаны с вопросом цены. Причем все вполне понятно, духовный уровень нации нужно хоть как-то поддерживать.
В данном случае речь идет об императорском указе. Вот несколько пунктов, которые «помогали» простому люду постоянно совершенствоваться духовно. В стране, где порой продавали, а порой проигрывали в карты людей, и где безграмотность и низкая продолжительность жизни - обычные явления.
Во-первых, всем известно, что царское правительство в первую очередь с большим недоверием относилось к «разночинцам». И не удивительно, ведь именно из этой среды, как правило, появлялись бунтовщики-студенты. Достаточно большая часть народовольцев именно из разночинцев. Это были не крестьяне, но и не очень обеспеченные (если сравнивать с высшими сословиями), в общем, нечто среднее. И, как показывает история, у этих людей была колоссальная тяга к знаниям и просвещению, а также к революции…
А с другой стороны эта духовность касалась и крестьян, поскольку последние тоже очень часто устраивали местечковые бунты против помещиков и попов. Порой их масштабы перерастали в нечто стихийное и опасное для государства (Пугачев), но чаще это было только на местах. Там могли убить помещиков и попов, но затем приходила армия и крестьян «успокаивали» при помощи оружия.
Вот как в царские годы пытались «усмирить непокорных».
Итак, из указа:
«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»
Стоит отметить, что в то время это очень большие деньги. Например, Пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Для крестьянина деньги вообще были не в ходу, что создавало сложную ситуацию. Собственно, после третьего раза человеку грозила каторга.
Вот так, собственно, и поддерживалось мракобесие в Российской империи. Причем, что еще важно, в указе также значился интересный пункт:
«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы» (Петровский указ от 17 февраля 1718 г. Полное собрание Законов Российской империи. СПб., 1830. Т.5. №2991, 3169).
Собственно, вряд ли бывали случаи, когда наказывали священника, поскольку исповедь, со времен Петра Великого, его работа. Он должен был в обязательном порядке отсчитываться по этому поводу и получать за это деньги, само собой.
А теперь самое интересное: если сложить крестьян и разночинцев вместе, то это явно более 90% населения Российской империи (точно сказать сложно, но около 94%), поэтому здесь и была такая важность. Надо отметить, что для дворян и других привилегированных сословий это было не обязательно. Было четкое понимание, что религия – это инструмент контроля и управления, а вовсе не «истина».
03.01.2014
http://kritix.ru/religion-and-atheism/221-pravoslavie-i-zakony-rossijskoj-imperii
Православие и законы Российской империи
И вновь хотелось бы обратиться к теме духовности в Российской империи. О штрафах за отказ приходить на причастие уже было написано ранее. Теперь пойдет очередь о другой форме, которая позволяла народу сохранять веру в Иисуса Христа.
Многие православные считают, что в Российской империи народ верил в Христа постольку, поскольку это просто «истинная вера». И конечно, христиане не хотят даже слышать о том, что эта вера поддерживалась исключительно на штыках. Опустим штрафы и перейдем к уголовным статьям.
В данном случае речь пойдет об уложении наказаний уголовных и исправительных от 1845 года. Эти законы актуальны во многом со времен Петра I и до 1905 года включительно. После 1905 они сохранялись лишь отчасти, причем даже временное правительство маленькую часть оставило, поскольку считало церковь важным политическим инструментом. Окончательно эти законы были ликвидированы только после Октябрьской революции.
Посмотрим же на эти «законы». Из раздела «о преступлениях против веры». Умели тогда защищать чувства верующих! Цитирую последовательно:
Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
Видно, как государство в «особом порядке» защищало чистоту нравов. Но что грозило тем, кто делал подобное «не публично»? Смотрим дальше:
Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
Хотя, что понималось под «непубличным богохульством», понять трудно. Однако это уже прямое вмешательство даже в образ мыслей человека.
А вот как тогда относились к простой критике христианства:
Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.
Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.
Какие добрые люди, защищают веру от осквернения и, главное, здравого смысла.
А что в Российской империи грозило человеку, который бы сам решил перейти из православия в другую веру? А вдруг, в «духовных поисках» он посчитал важным сменить веру? Ведь православие никто не выбирал, всех людей заставляли креститься. И на этот счет в уголовных уложения находились отдельные варианты:
Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.
Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.
Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращение в веру.
Вот так наш народ был «всегда веротерпим» и «уважал чужие взгляды», как любят сегодня говорить различные «патриоты» вроде журналиста Шевченко. Взгляды то они уважали, да только клеймили и ссылали людей с идеей вечной справедливости.
А теперь стоит посмотреть на то, как толерантно относились к другим ветвям христианства, т.е. к католицизму, лютеранству (с сектами был разговор отдельный). Стоит сразу отметить, что торговцам и иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако им запрещалось его пропагандировать среди Русских:
Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.
Вот и веротерпимость еще раз.
А теперь хотелось бы обратить внимание на статью, которая касается воспитания детей:
Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.
Вот и прямое свидетельство того, что вообще-то выбора никакого не было.
С «сектантами» поступали проще:
Статья 206. Раскольничество — ссылка.
Статья 207. Сектантство — ссылка.
Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.
Видно, что к людям отношение как к скоту. А в сущности, большинство населения и было тогда практически «скотом» для высших сословий. Ни образования, ни прав, ни культуры. Почти рабы. До определенного периода на них даже играли в азартные игры люди, несомненно, полные «духовности».
Чаплин говорил, что оскорбление святыни – это самый ужасный поступок. В Российской империи его бы полностью поддержали, ведь среди законов был и такой:
Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.
А что есть «оскорбление», решают попы и чиновники. Хотя это было жестким оскорблением, ведь была и light версия:
Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.
А вот что могло быть за оскорбление попа или «неумышленное оскорбление» святыни:
Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.
Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.
Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.
Видимо, поп – это тоже своеобразная «святыня».
Так что православие вовсе не фундамент культуры. Его никто не выбирал, высокая «духовность» достигалась абсолютным принуждением. Это ярмо для народа, как крепостное право в свое время. Не станем же мы утверждать, что крепостничество является частью российской культуры и менталитета? Это, несомненно, часть истории, но вряд ли этим стоит гордиться и закреплять «почетную роль». А то в ролевых играх последних лет может дойти и до такого маразма.
Поэтому любые претензии православия на почетную роль являются абсурдными. Нет никакого основания, чтобы светское государство каким-либо образом способствовало утверждению этого мракобесия, которое не может нормально функционировать без репрессивных законов и финансовой поддержки со стороны государства, а также категорически враждебно светской идеологии. Впрочем, к сожалению, Россию сегодня можно с большой натяжкой назвать «светским государством».
13.01.2014
Источник: Уложение о наказаниях, 1845