http://sanches.livejournal.com/573788.html

Александр Милицкий

Об природе общественного презрения к проституткам

Насколько я могу судить, дело тут не в количестве партнеров, — по нынешним временам многие барышни, полагаемые вполне приличными, имеют в жанре one night stand сопоставимую численность. И не в "очень личном", за которое взимаются деньги, — в конце концов, общение с психотерапевтом не менее интимно, чем секс, — а психотерапевт берет за свою работу деньги на вполне коммерческой основе, и пользуется в обществе уважением.

Скорее, дело тут в том, что за деньги продается нечто, что за деньги, на взгляд большинства, продаваться вообще не должно. Ну, то есть, вот покупать можно, а продавать — никак. Примерно как родиной торговать.

Сходное явление: если вы заявитесь в посольство враждебной страны и предложите им свои услуги в области шпионажа за деньги, — то вам заплатят; услугами воспользуются; в случае провала даже постараются вытащить и спасти, — но сами работники нанявших вас спецслужб будут испытывать по отношению к вам тщательно скрываемое, но вполне искреннее презрение. И, в то же время, восхищаться теми вашими коллегами, которые предложили им свои услуги "по любви", из идейных соображений, — они, после провала и обмена, будут получать ордена и читать лекции, а вы — хавать свою пенсию и болтаться в четырех стенах предоставленной вам конуры, будучи абсолютно никому не нужным, — посмотрите хотя бы на отношение Ми-6 к Литвиненко, а после — к его вдове.

Из этой же серии — презрение что волонтеров, что кадровых военных по отношению к наемникам, которые пусть даже воюют на их же стороне, но делают это исключительно из-за денег. Эти военные, при наличии ресурсов, с радостью этим наемникам заплатят, чтобы усилить за их счет собственную армию, — но вот уважать их никогда не будут.

Или, скажем, во время предвыборной кампании человек, голосующий за "вражеского" кандидата по убеждениям — вызывает уважение. А продающий свой голос — презрение. Хотя, вероятно, многие такие презирающие прикупить голосов бы и не отказались.

То же можно сказать и, например, о двух журналистах/блоггерах, один из которых в своих публикациях что-то хвалит абсолютно искренне, потому что и вправду так считает, а второй — гонит "джинсу", и за деньги напишет все, что угодно. С первым несогласные могут спорить или даже, если его точка зрения представляется им диковатой, поднимать его на смех, — но и не более. А другой немедля вызовет тяжелые стоны про "журнашлюх" и "вторую древнейшую".

Продолжать можно долго, но, кажется, общий вывод уже можно сформулировать. В массовом общественном сознании существуют вещи, которые, пардон за каламбур, растут из коллективного бессознательного, и корнями своими уходят куда-то в подкорку. Представления о некоторых сущностях, которыми торговать нельзя от слова "вообще". Дарить по любви — приветствуется, — и даже если это происходит не единственный раз, — то не смертельно. Покупать самому — не комильфо, но, слегка зажав нос, — допустимо. А вот продавать — нигде, никогда, никак и ни при каких обстоятельствах. К этим вещам относятся родина, принадлежность к товарищам по оружию, свободное волеизъявление, публично высказанное мнение и — секс (возможно, список неполный, и его, подумав, можно продолжить). И презрение к проституткам имеет ту же природу, что и презрение, например, к продажным журналистам, — мем про "вторую древнейшую" родился не на пустом месте.

С учетом если не биологической, то, как минимум, этологической природы этого явления, — подозреваю, что полностью изжить общественное презрение к проституткам получится не раньше, чем абсолютно приемлемой в обществе нормой станут предательство за деньги, торговля голосами на выборах и публикация любой фигни, лишь бы платили.